Институт языка и литературы

Слабовидящим

Аспирантура. 10.01.01 "Русская литература" (45.06.01 «Языкознание и литературоведение»)

ООП высшего профессионального образования, уровень высшего образования: Подготовка кадров высшей квалификации.

Направление подготовки: 45.06.01 – Языкознание и литературоведение.

Профиль подготовки: 10.01.01 – Русская литература.

Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Актуальность программы. Предлагаемая программа представляет собой целостную систему составляющих содержания обучения, призванную обеспечить эффективную подготовку аспиранта к предстоящей научно-исследовательской и педагогической деятельности в качестве преподавателя вуза в разнообразных условиях функционирования высшей школы.

Концепция программы основана на необходимости учета динамики изменений в сфере подготовки специалистов с высшим образованием, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования и культуры.

Программа предусматривает обязательные дисциплины, в число которых входят:

• Философия и история науки
• Иностранный язык
• Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании
• Гранты в системе финансирования образования
• Иноязычные дискурсивные практики
• Профессиональное и личностное развитие человека в современных условиях
• Теория и практика научного дискурса
• Методы презентации научных результатов на иностранном языке
• Педагогика высшей школы
• Специальная дисциплина (по профилю),
• а также дисциплины по выбору и факультативные занятия.

Освоение предусмотренных учебным планом программ сочетается с педагогической практикой.

Цели программы аспирантуры: формирование у аспирантов профессиональных компетенций в научно-исследовательской деятельности, таких как

• углубленное изучение теоретических и методологических основ филологической науки;
• способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений в отечественном и зарубежном литературоведении;
• способность к генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
• способность осуществлять комплексные исследования, связанные как с собственно литературоведческими методами (и подходами) изучения текста, так и с междисциплинарными, составляющими основу целостного системного научного мировоззрения филологии;
• способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития в преподавательской деятельности в области филологии (русской литературы XI-XXI вв.).

В результате освоения программы аспирантуры выпускник должен:

• знать:
- теоретические основы отечественного и зарубежного литературоведения;
- историко-литературный и культурный процесс развития России;
• уметь:
- применять полученные знания в научно-исследовательской и педагогической деятельности;
- выявлять специфику произведения (ряда произведений), обусловленную его принадлежностью определенному историко-литературному и культурному этапу развития России, а также закономерностями методологического характера;
- анализировать художественные произведения в контексте проблем отечественного и зарубежного литературоведения;
- ставить задачи в области получения знаний, навыков и умений в процессе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности;
• владеть:
- навыками сбора и анализа научной информации в области русской литературы, шире – филологии, с ее последующей систематизаций с целью формирования новой концепции, реализуемой в научно-исследовательской работе;
- навыками критического мышления в оценке научных достижений в отечественном и зарубежном литературоведении для осуществления включения собственной научной концепции в ряд существующих, а также с целью обеспечения наиболее успешных условий для карьерного роста;
- навыками планирования взаимодействия с другими участниками образовательного процесса для достижения желаемого качества освоения читаемых курсов и реализации полученных профессиональных навыков.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов. Учебной программой также предусмотрено прохождение практики: научно-исследовательской и педагогической.