Институт языка и литературы

Слабовидящим

Наука

Научные школы

Научная школа «Методология сравнения языков и лингвокультур в диахронии и синхронии»
Руководитель: д.филол.н., профессор, профессор кафедры романской филологии, второго ИЯ и лингводидактики Зеленина Тамара Ивановна.
Ссылка на сайт: http://polyglot.school.udsu.ru/

Научная школа «Деятельностное обучение языку/языкам в культуре»
Руководитель: д.пед.н., профессор, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Ворожцова Ирина Борисовна.
Ссылка на сайт: http://language.school.udsu.ru/

Научная школа Языковое и межкультурное образование и воспитание в полиэтническом регионе
Руководитель: д.пед.н., профессор, профессор кафедры немецкой филологии, Утехина Альбина Николаевна.
Ссылка на сайт: http://polyethnic.school.udsu.ru/publications

Научная школа «Эстетические функции слова в художественной речи» (в рамках научной школы «Лингвопоэтика»)
Руководитель: д.филол.н., профессор, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Донецких Людмила Ивановна.

Подробнее о школе
Возглавляемая д.филол.н., профессором Л.И. Донецких лингвопоэтическая научная школа проводит исследования в новых рефлексивных плоскостях, углубляющих и расширяющих методы работы со словом в художественном тексте. Введенное к.филол.н., проф. Б.А. Лариным понятие эстетического значения слова в монографиях и статьях профессора Л.И. Донецких и ее учеников – д.филол.н., проф. А.В. Флори, д.филол.н., доц. Е.И. Лелис и других – получило дальнейшее развитие: предложена оригинальная типология эстетических значимостей слова на материале словоупотребления писателей XIX – XX вв.: В.П. Астафьева, К.А. Федина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.А. Вознесенского, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.С. Пушкина и др.; опробованы механизмы описания эстетических возможностей слова, освоены принципы лексикографической характеристики, определены методики толкования художественных текстов.

Научные направления

Перевод как межъязыковая и межкультурная коммуникация. Языковая карта мира. Взаимодействие языков. Проблемы теоретической и прикладной лингвистики современной категориально-методологической парадигмы. Когнитивная лингвистика и многоязычие: 10.02.19 теория языка; 10.02.20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание)
Представители направлений: д.филол.н., профессор, зав. каф. грамматики и истории английского языка Пушина Наталья Иосифовна; д.филол.н., профессор, профессор каф. романской филологии, второго ИЯ и лингводидактики Зеленина Тамара Ивановна; к.филол.н., доцент, зав. каф. перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки) Шутова Нелла Максимовна, к.филол.н., доцент Наталья Владимировна Маханькова.

Закономерности развития мирового литературного процесса: проблемы истории, теории и методологии: 10.01.03 литература народов стран зарубежья; 10.01.08 теория литературы
Представители направления: д.филол.н., профессор, профессор каф. английской филологии и зарубежной литературы Аветисян Владимир Арташесович; к.филол.н., доцент, профессор каф. английской филологии и зарубежной литературы Любарец Светлана Николаевна; к.филол.н., доцент, доцент кафедры английской филологии и зарубежной литературы Лаврентьев Александр Иванович

Русский язык в социокультурном контексте (в рамках темы "Функционально-коммуникативный анализ русской речи")
Представители направления: д.филол.н., доцент, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Милютина Марина Георгиевна, д.филол.н., профессор, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Шейдаева Светлана Григорьевна.

Подробнее о направлении
Центральная научная проблема – русский язык как функционирующая система общения. Исследование русского языка с позиций функционально-коммуникативного подхода позволяет получать достоверные научные данные о механизме порождения речевых произведений (текстов), о самих носителях русского языка, уточнять и углублять представление о языковой системе. Изучение русского языка в широком социокультурном контексте (в том числе исследование русской речи в Удмуртии) осуществляется д.ф.н., проф. С.Г. Шейдаевой. Исследованию русской грамматики в семантическом и функциональном аспектах (конативная модальность в русском языке, категория темпоральности и глагольные категории в текстах разных жанров, разработка функциональной методики в области лингвистической экспертизы текста) посвящены работы д.филол.н., доцента М.Г. Милютиной и ее учеников. Изучению коммуникативной структуры русского текста и его синтаксической организации, текстовых функций предложений разных типов и компонентов предложения, средств связи в тексте посвящены исследования к.филол.н., доцента Н.И. Чирковой).

Проблемы дискурса в синхроническом и диахроническом аспектах
Представители направления: к.филол.н., доцент Ирина Александровна Вотякова, к.филол.н., доцент Оксана Владимировна Зуга, к.филол.н., доцент Лилия Фаатовна Килина, к.филол.н., доцент Татьяна Рудольфовна Копылова, к.пед.н., доцент Елена Владимировна Красноперова, к.филол.н., доцент Елена Владимировна Метлякова, к.филол.н., доцент Елена Васильевна Туктангулова, к.филол.н., доцент Татьяна Николаевна Фомина, к.филол.н. Саида Радиковна Зайнуллина, к.филол.н. Лидия Сергеевна Патрушева

Подробнее о направлении
Историческое языкознание – сфера научных интересов кандидатов филологических наук Л.Ф. Килиной, Т.Н. Фоминой, О.В. Зуги, С.Р. Зайнуллиной. Л.Ф. Килина и Т.Н. Фомина также занимаются сопоставительным изучением современных славянских языков. Эти темы с успехом реализуют традиции Казанской лингвистической школы, заложенные в 70-90-е годы ХХ века д.ф.н., проф. В.М. Марковым и д.ф.н., проф. И.Э. Еселевич. Изучению проблем стилистики русского языка, современной речевой коммуникации, языка СМИ, языка рекламы, Интернет-лингвистики посвящены научные работы кандидатов филологических наук Т.Р. Копыловой, И.А. Вотяковой, Е.В. Красноперовой, Е.В. Метляковой, Е.В. Туктангуловой, Л.С. Патрушевой. И.А. Вотякова также активно занимается исследованием русского и испанского языков в сопоставительном аспекте).

Гуманизация филологического образования (теоретико-методологические, лингводидактические, социокультурные, технологические аспекты): 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Представители направления: д.пед.н., профессор, профессор каф. перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки), Утехина Альбина Николаевна; к.пед.н, доцент, доцент каф. перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки) Голубкова Ольга Николаевна.

Русская литература: проблема автора в художественной литературе; духовная традиция в русской литературе; русский фольклор в XX веке; русская литература в Удмуртии: 10.01.01 - русская литература
Представители направления: д.филол.н., профессор Елена Алексеевна Подшивалова, д.филол.н., профессор Марина Васильевна Серова, д.филол.н., профессор Галина Владимировна Мосалева, д.филол.н., профессор Татьяна Вячеславовна Зверева, к.филол.н., доцент Наталья Сергеевна Рубцова, ст. преподаватель Анастасия Вячеславовна Игнатова.

Архив научных мероприятий

2016 г.
• Международная научная конференция "Язык и литература в научном диалоге" (21–23 апреля)

• Междисциплинарная студенческая научно-практическая конференция на иностранных языках с международным участием «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном аспекте» (11-15 апреля)

2017 г.
• IV Международная интернет-конференция «Опыт и перспективы реализации стратегий межкультурного образования в контексте мирового образовательного пространства» (ссылка на сайт: http://culture2017.conf.udsu.ru/)
• Всероссийская студенческая научно-практическая конференция на иностранных языках с международным участием «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном пространстве»

Отчет о работе конференции
В течение всей «Недели молодежной науки» (с 10 по 14 апреля) в УдГУ работали 32 секции Междисциплинарной студенческой конференции на иностранных языках «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном пространстве», которая ежегодно проходит в стенах УдГУ. В этом году в работе конференции приняли участие студенты из УдГУ, ИжГТУ, Тюмени, а также Ирака, Китая и Испании, Германии. С докладами на иностранных языках выступили 245 человек. Были представлены исследования в области естественных и инженерных наук, экономики, юриспруденции, педагогики и психологии, филологии, туризма и других гуманитарных областей. Впервые была организована секция докладов по проблемам в области энергетики, нефтегазового дела и теоретической физики, секция «Проектный менеджмент: проблемы и перспективы» и некоторые другие. Рабочими языками конференции были русский, английский, немецкий и испанский языки.
На пленарном заседании 10 апреля с приветственным словом к участникам конференции обратились к.экон.н., доцент, начальник Управления международного сотрудничества и связей с общественностью, УдГУ Мария Ивановна Безносова, к.ф.н., доцент, директор института языка и литературы, УдГУ Надежда Владимировна Котова и к.ф.н., заведующая Отделением профессионального иностранного языка ИЯЛ, УдГУ, председатель оргкомитета конференции Раиса Гавриловна Шишкина. Из доклада Надежды Николаевны Храмцовской, координатора программ студенческой мобильности, присутствовавшие на пленарном заседании студенты получили много полезной информации о возможностях научных и академических стажировок в зарубежных вузах-партнерах УдГУ. Магистрант ИЯЛ Карина Швецова рассказала о своей стажировке в университете г. Хельсинки (Финляндия) и представила свой научный проект об образе русской кухни, существующем за рубежом, на английском языке. Также на английском языке выступил студент института нефти и газа им. М.С. Гуцериева Даси Эван Шван Сало (Ирак), который рассказал о системе образования в Ираке.
Все присутствовавшие на секционных заседаниях зрители, приглашенные эксперты, руководители секций и сами докладчики отметили, что уровень докладов значительно вырос по сравнению с прошлым годом. Это касается как содержательной части выступлений, так и уровня владения докладчиком научным стилем иностранного языка, а также уровня качества презентаций. Заметно увеличилась доля докладов, сделанных магистрантами; они представляли хорошо разработанные, актуальные и значимые для нашего региона проекты. Многие докладчики и зрители участвовали в Конференции второй раз, поэтому чувствовали себя намного уверенней, активно задавали вопросы, участвовали в дискуссии. По результатам заседания некоторых секций стало возможным сформулировать темы новых, проектов, которые могли бы быть разработаны при участии Института языка и литературы совместно с другими подразделениями УдГУ и внеуниверситетскими структурами (например, Национальной библиотекой УР).
При подведении итогов Междисциплинарной конференции на иностранных языках были высказаны следующие предложения по совершенствованию организации проведения этого мероприятия. В целях расширения научных контактов ИЯЛ и УдГУ было предложено активно привлекать к участию в конференции участников из других городов России и стран зарубежья. По материалам сделанных на конференции докладов планируется выпустить электронный сборник статей и тезисов докладов «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном аспекте», разместив его на платформе РИНЦ.
Успешная работа конференции была обеспечена активной и слаженной работой оргкомитета, в который вошли представители всех кафедр Отделения профессионального иностранного языка ИЯЛ во главе с Раисой Гавриловной Шишкиной.
Отдельную благодарность за организационную поддержку Институт языка и литературы выражает Управлению международных связей и связей с общественностью).

Публикации преподавателей

Монографии

  1. Зверева Т.В. «Пусть продлеваются летящие мгновения…»: русская литература о живописи. – Ижевск, 2017 – 200 с.
  2. Кайшева Р.П. Диалоговая учебная книга: педагогическая поддержка школьника в образовании: монография; изд. 2-е, перераб. и доп. – Ижевск: Удмуртский университет, 2017. – 408 с.
  3. Васильев И.Е. Лирика Ашальчи Оки в контексте художественных поисков литературы России / И.В. Васильев, М.В. Серова, Л.П. Федорова // Пермские литературы в контексте финно-угорской литературы и русской словесности: коллективная монография / науч. ред. Т.А. Снигирева, Е.К. Созина. – Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2016. – С. 546-575.
  4. Малых Л.М., Жукова А.В. Модель мультилингвального образования в полиэтническом регионе на базе общеобразовательного учреждения: коллективная монография. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», Тираж 100. 2016. 208 с.
  5. Неборская В.В., Юшкова Л.А. Социокультурные основания системы Высшего образования и динамика социокультурного концепта «Образование» в России и Германии / Богуславский М.В., Неборский Е.В., Неборская В.В., Сюткина И.С., Юшкова Л.А. Высшее образование в немецкой и русской традициях: коллективная монография. / Под общей редакцией М.В. Богуславского. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. — 284 с.
  6. Серова М.В. Любовная трилогия в поздней лирике Анны Ахматовой / М.В. Серова. – Ижевск: изд-во Удмуртского университета, 2016. – 74 с.
  7. Серова М.В. Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии / М.В. Серова, И.С. Кадочникова. – Ижевск: Шелест, 2016. – 180 с.
  8. Сираева М.Н. Поликультурное образование студентов – будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: монография. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 180 с.
  9. Трофимова Г.С., Сираева М.Н., Степанова М.М., Тарабаева Е.В., Шишкина Р.Г. Профессиональная подготовка студентов гуманитарного профиля в магистратуре (на основе развития иноязычной компетенции): коллективная монография. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет» , 2016. – 80 с.
  10. Юшкова Л.А. Тенденции в словообразовании разговорной глагольной лексики современного немецкого языка: образование глагольных единиц с частицами предложного характера. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет» , 2016. – 240 с.

Статьи, проиндексированные в изданиях Scopus / WoS (2015-2018)

  1. Kopylova T, Marynenko P. Уход от коммуникации в неприятном разговоре в русской коммуникативной культуре (на материале интернет-форумов) // MundoEslavo, № 16, 2017.
  2. Воронцова Т.А., Копылова Т.Р. Silence in the structure of aggressive speech behavior (case study of day-to-day communication) // Cuadernos de Rusística Española, № 13, 2017.
  3. Воронцова Т.А., Копылова Т.Р. Молчание как маркер агрессивного речевого поведения (на материале бытового общения) / Т.А. Воронцова, Т.Р. Копылова // Филологический класс. №3 (49). - УрГПУ, 2017. - С. 29-35. (WoS)
  4. Голубкова О.Н., Масалимова А.Р., Бирова Д. The Development Of Sociocultural Competence In Future Translators Via The Methodology Of Culture-Oriented Interpretation Of English Language Fictional Texts [Электронный ресурс] / O. N. Golubkova, A. R. Masalimova, J. Birova // Man In India. – 2017. – Т. 97, № 14. – P. 73-83. – Ref.: p. 82-83 (26 назв.). – Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/16352. (SCOPUS) – Англ. яз.
  5. Каримова Л.Ш., Маханькова Н.В., Тройникова Е.В. Gaming Simulation Technology in the Development of Professional-Creative Competence of Students Learning English [Электронный ресурс] / L. Sh. Karimova, N. V. Makhankova, E. V. Troinikova [и др.] // Mathematics Education. - 2016. - Т. 11, вып. 1. - P. 263-270. - Ref.: p. 270 (19 назв.). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/14676
  6. Маханькова Н.В., Тройникова Е.В., Голубкова О.Н., Хасанова Л.И. The Model of Training Students for Intercultural Interaction in Foreign Language Education Children and Schools Issue 4 (2), October 2017, Volume 39, P.1304-1311. Scopus. / Makhankova N., Troinikova E., Olga Golubkova, Lilia Khasanova // Children and Schools, Issue 4 (2), (October), Volume 39. Oxford University Press, 2017. – P.1304-1311. (Scopus, Web of Science)
  7. Медведева Т.С., Медведева Д.И. Концептуализация уюта в европейских лингвокультурах (на материале лексикографии) // Вопросы когнитивной лингвистики: научный журнал. Тамбов, 2017. № 4. С.80-89. (Scopus)
  8. Неборская В.В., Юшкова Л.А. Description of linguocultural concept of “Education” in German and Russian linguistic consciousness / Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 214, 5 December 2015. - Elsevier, 2015. - Pages 1174–1180. (WoS)
  9. Трофимова Г.С., Газизова А.И., Сираева М.Н. Formal and Non-Formal Education Means of Mastering Foreign Language Skills // Medwell Journals The Social Sciences 10 (6), 2015 – p. 1324-1328.
  10. Шейдаева С.Г. Тайны простых русских слов (забор, мост, плот) // Филологический класс. № 4 (50). - УрГПУ, 2017. - С. 15-20. (WoS)
  11. Юшкова Л.А. Типы морфосемантической мотивированности разговорных глагольных лексем немецкого языка // Вопросы когнитивной лингвистики: научный журнал. Тамбов, 2018. № 1. С. 109-114. (Scopus)

Грантовая деятельность (2016-2017 гг.)

Российские:
1. Зайнуллина С.Р. Конкурс научно-исследовательских работ (грантов) молодых ученых, преподавателей и аспирантов УдГУ, финансируемых из собственных средств университета («Научный потенциал»). Название проекта: «Устойчивые сочетания “Повести временных лет”: опыт создания электронного словаря».
2. Неборская В.В., Юшкова Л.А. (руководитель - д.пед.н., проф., академик РАН Богуславский М.В., другие участники - Неборский Е.В., Сюткина И.С.). Грант РГНФ «Комплексно-сравнительный анализ концептуальных основ в системе Высшего образования России и Германии», основной конкурс, номер заявки 14-06-00263

Зарубежные:
1. Войтович И.К. Название проекта: Implementation of E-learning technologies in the activities of higher education institutions of Russia. Организация: Масариков университет, г. Брно, Чехия, 01.02.2017 – 31.05.2017
2. Грант программы Fulbright, США. В рамках гранта в ИЯЛ работает преподаватель Мэтью Орр (курирует работу зарубежного преподавателя Кузяева О.П.), 2017 г.
3. Копылова Т.Р. Название программы: Erasmus Mundus Action II (AURORAII). Организация: Гранадский университет, Гранада, Испания. 2017 г.
4. Громова В.М. Название программы: Erasmus Mundus Action 2 (EMA2). Название проекта: «Создание междисциплинарного курса «Конструирование идентичности»». Организация: Лёвенский университет, Бельгия. 2017 г.
5. Громова В.М. Название программы Erasmus Mundus Extension. Название проекта: «Создание междисциплинарного курса «Конструирование идентичности»». Организация: Лёвенский университет, Бельгия. 2016 г.
6. Вотякова И.А. (под руководством Рафаэля Гусмана Тирадо). Название программы: Инновационные проекты Гранадского университета. Название проекта: «Предложение по организации коллективной работы студентов как инновационного метода в обучении иностранным языка (русский язык). Организация: Гранадский университет (Испания). 2016 г.
7. Вотякова И.А. Название программы: «Поддержка лекторской деятельности зарубежных академических сотрудников». Чтение лекций по методике преподавания РКИ. Организация: Университет Масарика (Чехия).
8. Вотякова И.А. Название программы: Erasmus +. Название проекта: «Поддержка лекторской деятельности зарубежных академических сотрудников». Организация: Университет Масарика (Чехия). 2016 г.

Научно-образовательный центр

В ИЯЛ с 2010 года существует научно-образовательный центр «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве», который состоит из 7 лабораторий, объединяющих 4 кафедры ИЯЛ (директор – д.филол.н., проф. Зеленина Т.И.).

Научные лаборатории
1. Международная лаборатория «Многоязычие и межкультурная коммуникация» ‒ в рамках НОЦ (научный руководитель – д.филол.н., проф. Зеленина Т.И.). 2. Лаборатория НОЦ «Сопоставительная лингвокультурология и многоязычие» (научный руководитель – к.филол.н., доц. Медведева Т.С.). 3. Мультилингвальное обучение (научный руководитель – к.филол.н., доц. Малых Л.И.). 4. Перевод как межъязыковая и межкультурная коммуникация (научный руководитель – к.филол.н., доц. Шутова Н.М.) 5. Проблемы языка и культуры: взаимодействие языков и диалог культур (научный руководитель – к.пед.н. Мифтахудиннова А.Н.) 6. Проектирование технологий автономной учебной деятельности (научный руководитель – к.пед.н. Милютинская Н.Ю.) 7. Профессионально-ориетированные технологии в иноязычном образовании (научный руководитель – д.пед.н., профессор Утехина А.Н.) 8. Раннее языковое развитие (научный руководитель – д.пед.н., профессор Утехина А.Н.)

Молодежная наука
Студенты и магистранты Института языка и литературы активно занимаются научными исследованиями в рамках перечисленных научных школ направлений. Статьи и тезисы студентов ИЯЛ публикуются в сборниках и журналах УдГУ, а также в изданиях других университетов. Студенты ИЯЛ ежегодно выступают с докладами на конференциях разного уровня в Ижевске и других городах России, в том числе, на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017» в МГУ им. М.В. Ломоносова. Научные работы студентов ИЯЛ регулярно представляются на международных и всероссийских конкурсах научных работ.
Каждый год в апреле (в рамках «Недели молодежной науки в УдГУ») в Институте языка и литературы проводится студенческая научно-практическая конференция, на которой студенты выступают с результатами своих исследований. В 2017 году студенты ИЯЛ представили 129 докладов по русской и зарубежной филологии, лингвопоэтике, лингводидактике, зарубежной и русской литературе, менеджменту и маркетингу в языковом образовании, межъязыковой и межкультурной коммуникации, по проблемам многоязычия. В каждой секции были отмечены доклады, заслуживающие публикации в общеуниверситетском сборнике статей по материалам XLV общеуниверситетской итоговой студенческой научной конференции.
За особые достижения в научной работе в 2017 году были награждены: аспирант второго года обучения Мария Аркалова, магистранты 2 курса Карина Швецова и Лилия Шафеева, бакалавры Антон Огальцев, Фарида Газизуллина, Анастасия Шкляева, Андрей Максимов.

Анонсы научных мероприятий
Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурного образования в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы» (25-26 сентября 2018 г.)