Молодежная наука
Студенты и магистранты Института языка и литературы активно занимаются научными исследованиями в рамках перечисленных научных школ и направлений. Статьи и тезисы студентов ИЯЛ публикуются в сборниках и журналах УдГУ, а также в изданиях других университетов. Студенты ИЯЛ ежегодно выступают с докладами на конференциях разного уровня в Ижевске, Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, других городах России, в том числе, на ежегодной Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в МГУ им. М.В. Ломоносова. Студенты ИЯЛ ежегодно представляют свои работы на международных и всероссийских конкурсах студенческих научных работ и занимают призовые места. Каждый год в ИЯЛ проходит «Неделя науки».
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» в рамках научного мероприятия «Неделя молодежной науки» и LI Всероссийской итоговой студенческой научной конференции УдГУ
18 апреля 2023 г.
Организаторы: Институт языка и литературы
Участники: студенты, магистранты и аспиранты
Цели мероприятия:
- Демонстрация научных достижений молодых ученых и обмен опытом в области исследовательской работы.
- Презентация результатов научных исследований на иностранном языке, выполняемых в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы.
- Стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов в области изучения языка и литературы, лингводидактики и перевода.
Основные направления работы конференции:
- Актуальные вопросы русского и зарубежного языкознания.
- Теоретические и практические вопросы переводоведения и межкультурной коммуникации.
- Теоретические и практические аспекты дидактики иностранных языков.
- Актуальные направления исследований русской и зарубежной литературы.
- Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного на разных ступенях обучения.
- Иноязычные речевые практики в профессиональной деятельности.
Пленарное заседание итоговой студенческой конференции ИЯЛ в этом году было посвящено Всемирному дню книги и авторского права (23 апреля), поэтому программа включала доклады молодых исследователей по русской и зарубежной литературе, магистрантов 1 курса ИЯЛ: Анна Вахнина представила доклад на тему «Процедура "перехода" в сборнике Б. Пастернака "Начальная пора"» (научный руководитель: д.ф.н., профессор Марина Васильевна Серова), Анастасия Герасимова выступила с докладом «Общество потребления и контркультура в творчестве Ч. Паланика» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Лаврентьев Александр Иванович).
В дальнейшем работа студенческой конференции проходила в 13 секциях. Студенты Института языка и литературы представили более 140 докладов по лингвистике, лингводидактике, методике преподавания русского языка как иностранного, зарубежной и русской литературе, межъязыковой и межкультурной коммуникации, по проблемам многоязычия. Лучшие из выступавших с докладами студентов были отмечены дипломами 1, 2 и 3 степеней в разных номинациях. Многие исследовательские работы были рекомендованы к публикации.
В конференции приняли заочное участие студенты Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (Республика Беларусь), приславшие статьи для публикации в сборнике LI Итоговой студенческой научной конференции УдГУ.
В рамках итоговой студенческой конференции «Язык и литература в образовательном пространстве» состоялся учебно-методический семинар для студентов 1 курса. Студенты-первокурсники смогли погрузиться в атмосферу научной жизни института и университета, познакомиться с научными школами и направлениями ИЯЛ (доклады зам. директора ИЯЛ по НР Л.А. Юшковой и зав. кафедрой филологии, второго иностранного языка и лингводидактики И.А. Федоровой), а также способами поддержки и организации студенческой научной деятельности в УдГУ (доклад специалиста сектора научно-исследовательской работы О.И. Смирновой).
Директор Центра развития компетенций УдГУ О.А. Тронина рассказала первокурсникам о «Точке кипения» – пространстве для совместной работы инициативных и креативных людей, развития инновационных научных и деловых проектов.
Особый интерес у аудитории вызвала информация о том, что студенты выпускных курсов могут вместо традиционного диплома разработать и представить к защите свой бизнес-проект. Сразу возник вопрос об идеях для такого проекта. В качестве примера студентки 4 курса ИЯЛ Широбокова Софья и Давлетова Диана рассказали о своих разработках в докладе «Старт-ап как диплом: Из личного опыта».
Желаем всем студентам, принявшим участие в итоговой студенческой конференции «Язык и литература в образовательном пространстве», свежих идей для интересных инновационных проектов и дальнейших успехов в учебе и научной деятельности!
ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ LI ИТОГОВОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
18 апреля 2023
Пленарные доклады:
1 место – Вахнина Анна Михайловна. Процедура «перехода» в сборнике Б. Пастернака «Начальная пора» (научный руководитель: д.ф.н., профессор Серова М.В.).
1 место – Герасимова Анастасия Евгеньевна. Общество потребления и контркультура в творчестве Ч. Паланика (научный руководитель: к.ф.н., доцент Лаврентьев А.И.).
Секция «Методика преподавания русского языка как иностранного»
1 место – Епанешникова Анастасия Денисовна. Особенности преподавания лингворегионоведения в курсе русского языка как иностранного на базовом уровне (научный руководитель к.ф.н. Патрушева Л.С.).
2 место – Копытова Аделя Витальевна. Особенности преподавания русского языка «с нуля» детям мигрантов: из опыта работы с первоклассниками МБОУ «Школа № 68» г. Ижевска» (научный руководитель к.ф.н. Патрушева Л.С.).
3 место – Кузнецова Дарья Дмитриевна. Типы упражнений по русскому языку для детей инофонов младшего школьного возраста (из опыта работы) (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
Секция «Русский язык в коммуникативном взаимодействии»
1 место – Вахрушева Ксения Олеговна. Кодовое переключение в условиях удмуртско-русского билингвизма (на материале лексем «радость» / «грусть») (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
2 место – Ушарова Дарья Михайловна. Функционирование обращения в русском и испанском деловом дискурсе (на материале корпусов русского и испанского языков) (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
3 место – Рябова Вера Игоревна. Структура медиаобраза Удмуртии в интернет-дискурсе СМИ (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
Секция «Русский язык в прикладном аспекте»
1 место – Пушина Алена Денисовна. Интерактивные средства обучения для подготовки школьников 9-11 классов к решению лингвистических задач по этимологии русского языка (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.).
2 место – Каменев Даниил Максимович. Прилагательные годный/godny в русском и польском языках: образование и функционирование форм степеней сравнения (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.); Феклистова Екатерина Константиновна. К проблеме актуализации устаревшей лексики: слово «волонтер» в современном публицистическом дискурсе (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.).
3 место – Ибрагимова Эльмира Равильевна. Речевые ошибки в репликах персонажей компьютерной игры «Genshin Impact» (научный руководитель к.ф.н. Метлякова Е.В.).
Секция «Проблемы филологии в свете современных исследований»
1 место – Кузнецова Дарья Алексеевна. Образ дороги в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).
2 место – Зайцева Ксения Вячеславовна. Обводный канал: об одном петербургском образе в поэзии ленинградского андеграунда (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.); Мартынова Мария Дмитриевна. К генезису фантастических глав романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок» (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).
3 место – Шашев Егор Алексеевич. Трамваи и трамвайчики в русской поэзии (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).
Секция «Маяк: молодые, активные, яркие, креативные»
1 место – Шкляева Арина Олеговна. Клипы как инструмент привлечения внимания к книге (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова).
2 место – Ложкина Елизавета Евгеньевна. Продвижение книги и чтения в социальной сети ВКонтакте (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова); Толмачева Августина Сергеевна. Литературный календарь в библиотеке: особенности интерпретации (научный руководитель – ст. преподаватель Т.Ю. Кошель).
3 место – Дементьева Юлия Олеговна. Алгоритм создания буктрейлера (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова); Андриянова Елена Александровна. Библиотечный сетевой проект «Прогноз БИБЛИОпогоды»: подготовка и перспектива реализации (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова).
Секция «Перевод как межъязыковая и межкультурная коммуникация»
1 место – Щенников Владислав. Мультипликационный фильм как объект перевода (на материале мультфильма «Смешарики») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Шутова Н.М.).
2 место – Главатских Анастасия. Проблема передачи гендерных характеристик речи персонажей при переводе (на материале русских телевизионных сериалов) (научный руководитель: к.п.н. Кузяева О.П.).
3 место – Сомова Мария. Языковая репрезентация жанровых особенностей научно-фантастических произведений и проблемы их передачи при переводе (на материале романа Ф. Герберта «Дюна») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Борисенко Ю.А.).
Секция «Сопоставительное исследование языков и культур в переводческой коммуникации»
1 место – Ардашева Л.А. Детские энциклопедии на английском языке: лингвостилистические особенности и проблемы перевода (на материале детской энциклопедии «Моя энциклопедия обо всем на свете») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Рябкова И.П.).
2 место – Николаева Э.А. Лингвостилистические средства передачи звукоизобразительной лексики при переводе (на материале английских переводов рассказов А.П.Чехова) (научный руководитель: к.п.н., доцент Голубкова О.Н.).
3 место – Ельцова А.А. Лингвостилистические характеристики и проблемы перевода англоязычной рекламы кофе (научный руководитель: к.ф.н., доцент Шутова Н.М.).
Секция «Сопоставительная лингвокультурология и многоязычие»
1 место – Шахметова А. Неологизмы периода пандемии коронавируса (на материале русского, английского и немецкого языков) (научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Т.С.).
2 место – Галашова И. Языковая репрезентация концепта Einsamkeit на материале романов Г. Гессе «Степной волк» и «Петер Каменцинд» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Т.С.).
3 место – Глушкова С. Лингвостилистические особенности ясного немецкого языка (на материале текстов сайтов) (научный руководитель: к.ф.н., доцент Мерзлякова Н.П.).
Секция «Дидактика языкового и межкультурного образования»
1 место – Кашина Таисия Владимировна. Формирование лексической компетенции с использованием онлайн-доски (на примере обучения английскому языку учащихся средней школы) (научный руководитель: к.п.н., доцент Тройникова Е.В.).
2 место – Лебедева Ольга. Формирование управленческих компетенций в процессе организации деятельности проектного офиса (на материале конференций и конкурсов учащихся) (научный руководитель: к.п.н., доцент Хасанова Л.И.).
3 место – Нелюбина Наталья Дмитриевна. Технологии цифровой лингводидактики при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (научный руководитель: к.п.н., доцент Тройникова Е.В.).
Секция «Проблемы современной лингвистики и межкультурной коммуникации»
1 место – Гибадуллина Алия Рустамовна. Особенности языковой объективации современных экопроблем (на материале англоязычных и русскоязычных источников СМИ) (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна);
Лукина Анна Сергеевна. Прецедентные феномены в дискурсе видеоигр жанра «альтернативная история» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Широких Елена Александровна).
2 место – Кондратьева Александра Андреевна. Невербальные средства репрезентации извинения в межличностном общении: англоязычный и русскоязычный дискурсы (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна);
Рылов Никита Александрович. Формирование компетенции преподавания английского языка в дистанционном формате (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна).
3 место – Разакова Александра Михайловна. Прецедентные феномены современного Интернет-дискурса (на материале соцсетей Telegram, Twitter, ...) (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна);
Утяганова Полина Тимуровна. Речевой портрет современных экоблогеров (научный руководитель: к.ф.н., доцент Широких Елена Александровна);
Хазиева Алсу Рафаэлевна. Отражение британской культуры в дискурсе индустрии моды (на материале перевода статей онлайн-журнала мод) (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна);
Маева Александра Федоровна. Тексты английской литературы в иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна);
Рагимова Рафига Эльшан кызы. Фольклор как средство развития лингвистической одаренности обучающихся (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна).
Секция «Современные тенденции языкового образования: теория и практика»
1 место – Заляева Диана Равилевна. Приемы рефлексии и их реализация в современном иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Трифонова Ирина Станиславовна).
2 место – Меркушева Мария Владиславовна. Английские лексические заимствования в турецком языке (научный руководитель: к.ф.н., доцент Буйнова Ольга Юрьевна).
3 место – Теплякова Юлия Олеговна. Арт-технологии в современном иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Трифонова Ирина Станиславовна).
Секция «Профессионально-ориентированные технологии в иноязычном образовательном процессе»
1 место – Миронова Д.Г. Применение игровых форм обучения лексике китайского языка (научный руководитель: к.ф.н., доцент Гайнуллина Р.Г.).
2 место – Рябова Екатерина Юрьевна. Педагогические условия организации дистанционного учебного взаимодействия (научный руководитель: к.п.н., доцент Брим Н.Е.).
3 место – Тюрнина Е.Д. Средства наглядности при обучении фонетическим средствам общения на уроках китайского языка (научный руководитель: к.п.н., доцент Бакловская О.К.).
Секция «Иноязычные речевые практики для исследовательской и образовательной деятельности»
1 место – Занозина Татьяна Геннадьевна (научный руководитель: д.ф.н., доцент Юшкова Л.А.).
2 место – Цветкова Софья Леонидовна. Особенности перевода хореографической терминологии (научный руководитель: к.ф.н., доцент Детинкина В.В.).
3 место – Чиркова Юлия Михайловна. Лингвистические особенности англоязычных сайтов российских и зарубежных бизнес-форумов (научный руководитель: д.ф.н., доцент Юшкова Л.А.).
Широбокова Софья. Старт-ап как диплом: Из личного опыта (научный руководитель: к.ф.н., доцент Малых Людмила Михайловна).
Давлетова Диана. Старт-ап как диплом: Из личного опыта (научный руководитель: к.ф.н., доцент Буторина Надежда Викторовна).
XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ междисциплинарная научно-практическая студенческая конференция на иностранных языках с международным участием «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном пространстве»
17-22 апреля 2023
Организаторы: Институт языка и литературы, Отделение профессионального иностранного языка.
При поддержке и участии: Управления международного сотрудничества и связям с общественностью УдГУ, Удмуртского государственного аграрного университета.
Участники: студенты, магистранты и аспиранты всех направлений и специальностей.
Цели мероприятия:
- Демонстрация научных достижений молодых ученых и обмен опытом в области межкультурной коммуникации, исследовательской работы, профессиональной деятельности.
- Совершенствование коммуникативной компетенции студентов в области иноязычной академической письменной и устной речи.
- Презентация результатов научных исследований на иностранном языке, выполняемых в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы.
Тематика мероприятия:
- Перспективные исследовательские направления и актуальные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.
- Иноязычные речевые практики в профессиональной деятельности.
- Проблемы и перспективы международного сотрудничества в научно-академической сфере.
Рабочие языки конференции – русский, испанский, английский, немецкий, французский.
На пленарном заседании конференции с приветственным словом к участникам обратились заведующая отделением профессионального иностранного языка Раиса Гавриловна Шишкина и проректор по международным связям университета Квазулу-Натал миссис Норма Зондо (Дурбан, ЮАР).
С пленарным докладом на тему особенностей межкультурной бизнес-коммуникации выступил специалист по стратегическому маркетингу, преподаватель Восточно-средиземноморского университета (EMU) Озан Инамлик (Фамагуста, Турецкая Республика Северного Кипра).
Преподаватель кафедры романо-германской филологии Университета мировых языков имени Мамуна (Хивы, Хорезмская область, Республика Узбекистан) Мохира Файзуллаевна Сапарова рассказала студентам о своей научной работе, связанной с изучением проблем перевода произведений У. Шекспира на узбекский язык.
Доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации Регина Шамиловна Чермокина провела для студентов блиц-семинар по эффективным методам изучения иностранного языка «Лингвистическая мастерская: иностранный язык как предмет изучения и обучения».
В конференции приняли активное участие студенты Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (Республика Беларусь), а также сотрудники и студенты Удмуртского государственного аграрного университета, которые провели заседание секции «Исследования в области АПК» на базе УдГАУ.
На заседаниях секций выступило больше 200 студентов и аспирантов, которые представили результаты своих научных исследований на английском, французском, испанском и немецком языках. По итогам заседаний были выбраны лучшие доклады. Их авторам были вручены дипломы за призовые места, а наиболее выдающиеся работы были рекомендованы к публикации.
Поздравляем!
Публикации студентов ИЯЛ
Участие студентов ИЯЛ в научных конкурсах и олимпиадах