СлабовидящимСлабовидящим

Молодежная наука

Студенты и магистранты Института языка и литературы активно занимаются научными исследованиями в рамках перечисленных научных школ и направлений. Статьи и тезисы студентов ИЯЛ публикуются в сборниках и журналах УдГУ, а также в изданиях других университетов. Студенты ИЯЛ ежегодно выступают с докладами на конференциях разного уровня в Ижевске, Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, других городах России, в том числе, на ежегодной Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в МГУ им. М.В. Ломоносова. Студенты ИЯЛ ежегодно представляют свои работы на международных и всероссийских конкурсах студенческих научных работ и занимают призовые места. Каждый год в ИЯЛ проходит «Неделя науки».

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» в рамках научного мероприятия «Неделя молодежной науки» и LI Всероссийской итоговой студенческой научной конференции УдГУ

DOCXПрограмма

18 апреля 2023 г.

Организаторы: Институт языка и литературы

Участники: студенты, магистранты и аспиранты

Цели мероприятия:

  • Демонстрация научных достижений молодых ученых и обмен опытом в области исследовательской работы.
  • Презентация результатов научных исследований на иностранном языке, выполняемых в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы.
  • Стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов в области изучения языка и литературы, лингводидактики и перевода.

Основные направления работы конференции:

  • Актуальные вопросы русского и зарубежного языкознания.
  • Теоретические и практические вопросы переводоведения и межкультурной коммуникации.
  • Теоретические и практические аспекты дидактики иностранных языков.
  • Актуальные направления исследований русской и зарубежной литературы.
  • Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного на разных ступенях обучения.
  • Иноязычные речевые практики в профессиональной деятельности.

Пленарное заседание итоговой студенческой конференции ИЯЛ в этом году было посвящено Всемирному дню книги и авторского права (23 апреля), поэтому программа включала доклады молодых исследователей по русской и зарубежной литературе, магистрантов 1 курса ИЯЛ: Анна Вахнина представила доклад на тему «Процедура "перехода" в сборнике Б. Пастернака "Начальная пора"» (научный руководитель: д.ф.н., профессор Марина Васильевна Серова), Анастасия Герасимова выступила с докладом «Общество потребления и контркультура в творчестве Ч. Паланика» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Лаврентьев Александр Иванович).

В дальнейшем работа студенческой конференции проходила в 13 секциях. Студенты Института языка и литературы представили более 140 докладов по лингвистике, лингводидактике, методике преподавания русского языка как иностранного, зарубежной и русской литературе, межъязыковой и межкультурной коммуникации, по проблемам многоязычия. Лучшие из выступавших с докладами студентов были отмечены дипломами 1, 2 и 3 степеней в разных номинациях. Многие исследовательские работы были рекомендованы к публикации.

В конференции приняли заочное участие студенты Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (Республика Беларусь), приславшие статьи для публикации в сборнике LI Итоговой студенческой научной конференции УдГУ.
В рамках итоговой студенческой конференции «Язык и литература в образовательном пространстве» состоялся учебно-методический семинар для студентов 1 курса. Студенты-первокурсники смогли погрузиться в атмосферу научной жизни института и университета, познакомиться с научными школами и направлениями ИЯЛ (доклады зам. директора ИЯЛ по НР Л.А. Юшковой и зав. кафедрой филологии, второго иностранного языка и лингводидактики И.А. Федоровой), а также способами поддержки и организации студенческой научной деятельности в УдГУ (доклад специалиста сектора научно-исследовательской работы О.И. Смирновой).

Директор Центра развития компетенций УдГУ О.А. Тронина рассказала первокурсникам о «Точке кипения» – пространстве для совместной работы инициативных и креативных людей, развития инновационных научных и деловых проектов.

Особый интерес у аудитории вызвала информация о том, что студенты выпускных курсов могут вместо традиционного диплома разработать и представить к защите свой бизнес-проект. Сразу возник вопрос об идеях для такого проекта. В качестве примера студентки 4 курса ИЯЛ Широбокова Софья и Давлетова Диана рассказали о своих разработках в докладе «Старт-ап как диплом: Из личного опыта».

Желаем всем студентам, принявшим участие в итоговой студенческой конференции «Язык и литература в образовательном пространстве», свежих идей для интересных инновационных проектов и дальнейших успехов в учебе и научной деятельности!

LI итоговой  студенческой конференции (2) LI итоговой  студенческой конференции LI итоговой  студенческой конференции (6) LI итоговой  студенческой конференции (7) LI итоговой  студенческой конференции (8) LI итоговой  студенческой конференции (3) LI итоговой  студенческой конференции (4) LI итоговой  студенческой конференции (9) LI итоговой  студенческой конференции (10) LI итоговой  студенческой конференции (5)

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ LI ИТОГОВОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

18 апреля 2023

Пленарные доклады:
1 место – Вахнина Анна Михайловна. Процедура «перехода» в сборнике Б. Пастернака «Начальная пора» (научный руководитель: д.ф.н., профессор Серова М.В.).
1 место – Герасимова Анастасия Евгеньевна. Общество потребления и контркультура в творчестве Ч. Паланика (научный руководитель: к.ф.н., доцент Лаврентьев А.И.).

Секция «Методика преподавания русского языка как иностранного»
1 место – Епанешникова Анастасия Денисовна. Особенности преподавания лингворегионоведения в курсе русского языка как иностранного на базовом уровне (научный руководитель к.ф.н. Патрушева Л.С.).
2 место – Копытова Аделя Витальевна. Особенности преподавания русского языка «с нуля» детям мигрантов: из опыта работы с первоклассниками МБОУ «Школа № 68» г. Ижевска» (научный руководитель к.ф.н. Патрушева Л.С.).
3 место – Кузнецова Дарья Дмитриевна. Типы упражнений по русскому языку для детей инофонов младшего школьного возраста (из опыта работы) (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).

Секция «Русский язык в коммуникативном взаимодействии»
1 место – Вахрушева Ксения Олеговна. Кодовое переключение в условиях удмуртско-русского билингвизма (на материале лексем «радость» / «грусть») (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
2 место – Ушарова Дарья Михайловна. Функционирование обращения в русском и испанском деловом дискурсе (на материале корпусов русского и испанского языков) (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).
3 место – Рябова Вера Игоревна. Структура медиаобраза Удмуртии в интернет-дискурсе СМИ (научный руководитель д.ф.н., доцент Копылова Т.Р.).

Секция «Русский язык в прикладном аспекте»
1 место – Пушина Алена Денисовна. Интерактивные средства обучения для подготовки школьников 9-11 классов к решению лингвистических задач по этимологии русского языка (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.).
2 место – Каменев Даниил Максимович. Прилагательные годный/godny в русском и польском языках: образование и функционирование форм степеней сравнения (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.); Феклистова Екатерина Константиновна. К проблеме актуализации устаревшей лексики: слово «волонтер» в современном публицистическом дискурсе (научный руководитель к.ф.н., доцент Килина Л.Ф.).
3 место – Ибрагимова Эльмира Равильевна. Речевые ошибки в репликах персонажей компьютерной игры «Genshin Impact» (научный руководитель к.ф.н. Метлякова Е.В.).

Секция «Проблемы филологии в свете современных исследований»
1 место – Кузнецова Дарья Алексеевна. Образ дороги в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).
2 место – Зайцева Ксения Вячеславовна. Обводный канал: об одном петербургском образе в поэзии ленинградского андеграунда (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.); Мартынова Мария Дмитриевна. К генезису фантастических глав романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок» (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).
3 место – Шашев Егор Алексеевич. Трамваи и трамвайчики в русской поэзии (научный руководитель – д. филол. н., профессор Зверева Т.В.).

Секция «Маяк: молодые, активные, яркие, креативные»
1 место – Шкляева Арина Олеговна. Клипы как инструмент привлечения внимания к книге (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова).
2 место – Ложкина Елизавета Евгеньевна. Продвижение книги и чтения в социальной сети ВКонтакте (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова); Толмачева Августина Сергеевна. Литературный календарь в библиотеке: особенности интерпретации (научный руководитель – ст. преподаватель Т.Ю. Кошель).
3 место – Дементьева Юлия Олеговна. Алгоритм создания буктрейлера (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова); Андриянова Елена Александровна. Библиотечный сетевой проект «Прогноз БИБЛИОпогоды»: подготовка и перспектива реализации (научный руководитель – канд. пед. н., доцент Е.В. Суханова).

Секция «Перевод как межъязыковая и межкультурная коммуникация»
1 место – Щенников Владислав. Мультипликационный фильм как объект перевода (на материале мультфильма «Смешарики») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Шутова Н.М.).
2 место – Главатских Анастасия. Проблема передачи гендерных характеристик речи персонажей при переводе (на материале русских телевизионных сериалов) (научный руководитель: к.п.н. Кузяева О.П.).
3 место – Сомова Мария. Языковая репрезентация жанровых особенностей научно-фантастических произведений и проблемы их передачи при переводе (на материале романа Ф. Герберта «Дюна») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Борисенко Ю.А.).

Секция «Сопоставительное исследование языков и культур в переводческой коммуникации»
1 место – Ардашева Л.А. Детские энциклопедии на английском языке: лингвостилистические особенности и проблемы перевода (на материале детской энциклопедии «Моя энциклопедия обо всем на свете») (научный руководитель: к.ф.н., доцент Рябкова И.П.).
2 место – Николаева Э.А. Лингвостилистические средства передачи звукоизобразительной лексики при переводе (на материале английских переводов рассказов А.П.Чехова) (научный руководитель: к.п.н., доцент Голубкова О.Н.).
3 место – Ельцова А.А. Лингвостилистические характеристики и проблемы перевода англоязычной рекламы кофе (научный руководитель: к.ф.н., доцент Шутова Н.М.).


Секция «Сопоставительная лингвокультурология и многоязычие»
1 место – Шахметова А. Неологизмы периода пандемии коронавируса (на материале русского, английского и немецкого языков) (научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Т.С.).
2 место – Галашова И. Языковая репрезентация концепта Einsamkeit на материале романов Г. Гессе «Степной волк» и «Петер Каменцинд» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Т.С.).
3 место – Глушкова С. Лингвостилистические особенности ясного немецкого языка (на материале текстов сайтов) (научный руководитель: к.ф.н., доцент Мерзлякова Н.П.).

Секция «Дидактика языкового и межкультурного образования»
1 место – Кашина Таисия Владимировна. Формирование лексической компетенции с использованием онлайн-доски (на примере обучения английскому языку учащихся средней школы) (научный руководитель: к.п.н., доцент Тройникова Е.В.).
2 место – Лебедева Ольга. Формирование управленческих компетенций в процессе организации деятельности проектного офиса (на материале конференций и конкурсов учащихся) (научный руководитель: к.п.н., доцент Хасанова Л.И.).
3 место – Нелюбина Наталья Дмитриевна. Технологии цифровой лингводидактики при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (научный руководитель: к.п.н., доцент Тройникова Е.В.).

Секция «Проблемы современной лингвистики и межкультурной коммуникации»
1 место – Гибадуллина Алия Рустамовна. Особенности языковой объективации современных экопроблем (на материале англоязычных и русскоязычных источников СМИ) (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна); Лукина Анна Сергеевна. Прецедентные феномены в дискурсе видеоигр жанра «альтернативная история» (научный руководитель: к.ф.н., доцент Широких Елена Александровна).
2 место – Кондратьева Александра Андреевна. Невербальные средства репрезентации извинения в межличностном общении: англоязычный и русскоязычный дискурсы (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна); Рылов Никита Александрович. Формирование компетенции преподавания английского языка в дистанционном формате (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна).
3 место – Разакова Александра Михайловна. Прецедентные феномены современного Интернет-дискурса (на материале соцсетей Telegram, Twitter, ...) (научный руководитель: д.п.н., профессор доцент Пушина Наталья Иосифовна);
Утяганова Полина Тимуровна. Речевой портрет современных экоблогеров (научный руководитель: к.ф.н., доцент Широких Елена Александровна);
Хазиева Алсу Рафаэлевна. Отражение британской культуры в дискурсе индустрии моды (на материале перевода статей онлайн-журнала мод) (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна);
Маева Александра Федоровна. Тексты английской литературы в иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна);
Рагимова Рафига Эльшан кызы. Фольклор как средство развития лингвистической одаренности обучающихся (научный руководитель: к.п.н., доцент Маханькова Наталья Владимировна).

Секция «Современные тенденции языкового образования: теория и практика»
1 место – Заляева Диана Равилевна. Приемы рефлексии и их реализация в современном иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Трифонова Ирина Станиславовна).
2 место – Меркушева Мария Владиславовна. Английские лексические заимствования в турецком языке (научный руководитель: к.ф.н., доцент Буйнова Ольга Юрьевна).
3 место – Теплякова Юлия Олеговна. Арт-технологии в современном иноязычном образовании (научный руководитель: к.п.н., доцент Трифонова Ирина Станиславовна).

Секция «Профессионально-ориентированные технологии в иноязычном образовательном процессе»
1 место – Миронова Д.Г. Применение игровых форм обучения лексике китайского языка (научный руководитель: к.ф.н., доцент Гайнуллина Р.Г.).
2 место – Рябова Екатерина Юрьевна. Педагогические условия организации дистанционного учебного взаимодействия (научный руководитель: к.п.н., доцент Брим Н.Е.).
3 место – Тюрнина Е.Д. Средства наглядности при обучении фонетическим средствам общения на уроках китайского языка (научный руководитель: к.п.н., доцент Бакловская О.К.).

Секция «Иноязычные речевые практики для исследовательской и образовательной деятельности»
1 место – Занозина Татьяна Геннадьевна (научный руководитель: д.ф.н., доцент Юшкова Л.А.).
2 место – Цветкова Софья Леонидовна. Особенности перевода хореографической терминологии (научный руководитель: к.ф.н., доцент Детинкина В.В.).
3 место – Чиркова Юлия Михайловна. Лингвистические особенности англоязычных сайтов российских и зарубежных бизнес-форумов (научный руководитель: д.ф.н., доцент Юшкова Л.А.).

Широбокова Софья. Старт-ап как диплом: Из личного опыта (научный руководитель: к.ф.н., доцент Малых Людмила Михайловна).
Давлетова Диана. Старт-ап как диплом: Из личного опыта (научный руководитель: к.ф.н., доцент Буторина Надежда Викторовна).

XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ междисциплинарная научно-практическая студенческая конференция на иностранных языках с международным участием «Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном пространстве»

DOCXПрограмма

17-22 апреля 2023

Организаторы: Институт языка и литературы, Отделение профессионального иностранного языка.

При поддержке и участии: Управления международного сотрудничества и связям с общественностью УдГУ, Удмуртского государственного аграрного университета.

Участники: студенты, магистранты и аспиранты всех направлений и специальностей.

Цели мероприятия:

  • Демонстрация научных достижений молодых ученых и обмен опытом в области межкультурной коммуникации, исследовательской работы, профессиональной деятельности.
  • Совершенствование коммуникативной компетенции студентов в области иноязычной академической письменной и устной речи.
  • Презентация результатов научных исследований на иностранном языке, выполняемых в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы.

Тематика мероприятия:

  • Перспективные исследовательские направления и актуальные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.
  • Иноязычные речевые практики в профессиональной деятельности.
  • Проблемы и перспективы международного сотрудничества в научно-академической сфере.

Рабочие языки конференции – русский, испанский, английский, немецкий, французский.

На пленарном заседании конференции с приветственным словом к участникам обратились заведующая отделением профессионального иностранного языка Раиса Гавриловна Шишкина и проректор по международным связям университета Квазулу-Натал миссис Норма Зондо (Дурбан, ЮАР).
С пленарным докладом на тему особенностей межкультурной бизнес-коммуникации выступил специалист по стратегическому маркетингу, преподаватель Восточно-средиземноморского университета (EMU) Озан Инамлик (Фамагуста, Турецкая Республика Северного Кипра).
Преподаватель кафедры романо-германской филологии Университета мировых языков имени Мамуна (Хивы, Хорезмская область, Республика Узбекистан) Мохира Файзуллаевна Сапарова рассказала студентам о своей научной работе, связанной с изучением проблем перевода произведений У. Шекспира на узбекский язык.
Доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации Регина Шамиловна Чермокина провела для студентов блиц-семинар по эффективным методам изучения иностранного языка «Лингвистическая мастерская: иностранный язык как предмет изучения и обучения».

В конференции приняли активное участие студенты Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (Республика Беларусь), а также сотрудники и студенты Удмуртского государственного аграрного университета, которые провели заседание секции «Исследования в области АПК» на базе УдГАУ.

На заседаниях секций выступило больше 200 студентов и аспирантов, которые представили результаты своих научных исследований на английском, французском, испанском и немецком языках. По итогам заседаний были выбраны лучшие доклады. Их авторам были вручены дипломы за призовые места, а наиболее выдающиеся работы были рекомендованы к публикации.
доклад Е. Шагаловой доклад студента ИПСУБ А. Александрова Озан Инамлик Р.Ш. Чермокина и Р.Г. Шишкина Пленарное заседание участники конференции 2 участники секции Немецкий как язык научных исследований в социально-гуманитарной сфере
17-22 апреля 2023 (3) 17-22 апреля 2023 (1) 17-22 апреля 2023 17-22 апреля 2023 (2)

Поздравляем!
Публикации студентов ИЯЛ
Участие студентов ИЯЛ в научных конкурсах и олимпиадах