СлабовидящимСлабовидящим

Менеджмент в иноязычном образовании

Программа деятельности студенческого научного общества при Учебно-методическом центре «УдГУ-Лингва»

Тема СНО: Менеджмент в образовании

Понятие «менеджмент в образовании» имеет следующие значения:

  1. способность студента управлять собственным образовательным процессом;
  2. управление деятельностью других людей в сфере образования: от прогноза предстоящей образовательной деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата. Процесс менеджмента предполагает демонстрацию определенных умений, таких, как прогнозирование, планирование деятельности, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и ее анализ. Под менеджером в образовании понимается в таком случае категория людей, профессионально занимающихся управлением в сфере образования;
  3. научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми;
  4. менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление;
  5. искусство управления;
  6. учебная дисциплина, посвященная управлению в сфере образования.

Руководители СНО: Марина Александровна Бекк,
Людмила Михайловна Малых,
Анастасия Николаевна Мифтахутдинова,
Ольга Владимировна Тойкина.

Цель деятельности СНО: Формирование у обучающихся управленческой компетентности в сфере образования.

Программа СНО, рассчитанная на 4 года обучения:

1-ый год обучения:
Тема: "Организационно-исследовательская деятельность будущего менеджера в образовании"
Руководитель: Бекк М.А, ст. преподаватель кафедры второго иностранного языка
Цель: развитие организационно-управленческой, информационно-познавательной, общенаучной компетенций, а именно:

  • умение определить цель и задачи учебной, учебно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • прогнозирование результатов и способность к поэтапному планированию деятельности;
  • организация своего рабочего места;
  • организация рабочего времени на занятии и вне его;
  • способность к взаимной рефлексии и взаимооценке;
  • осознание значения информации в современном обществе;
  • навык работы с компьютером, с Интернет как средством хранения и управления информацией, постоянное совершенствование этого навыка;
  • владение учебно-поисковыми умениями: поиск информации в каталогах, справочниках, энциклопедиях, поиск по ключевым понятиям и пр.
  • умение создавать опоры в виде таблиц, схем, ключевых понятий, рисунков и пр.
  • умение представить изученный материал в виде Power point презентации;
  • владение навыками выступления с сообщениями и докладами,
  • восприятие научной информации;
  • способность к анализу и синтезу, к обобщению фактов;
  • формулирование умозаключений и аргументированных выводов по теме исследования.

Актуальность темы: обусловлена необходимостью овладевать перечисленными выше умениями, поскольку именно на первом курсе студенты сталкиваются с большим потоком информации, возникает потребность в умении оперировать информационными потоками, эффективно организовать свою деятельность, иметь представление о научной работе.

Виды деятельности студентов:

  • создание и презентация учебных проектов, предложенных преподавателем;
  • помощь в организации учебных и внеучебных мероприятий на базе Центра; анкетирование студентов ИИЯЛ и УдГУ, анализ полученных анкетных данных; оформление стенда при Центре;
  • презентация новых учебно-методических поступлений в Центр;
  • реклама деятельности Центра.

Краткое содержание программы обучения: члены СНО знакомятся с особенностями, видами учебно-исследовательской деятельности в вузе, совместно с руководителем определяют тему исследования, проводят его, представляют его результаты.

Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. Результаты деятельности заносятся в специальный раздел Портфолио, посвященный участию в СНО.

Примерная структура странички, посвященной исследовательской деятельности
(в Портфолио для членов СНО «Менеджмент в образовании»)

Курс:
Тема исследования:
Актуальность исследования:
Решаемая в исследовании проблема:
Методы исследования:
Ход проведения исследования:
Результат исследования:
Графическое представление результатов:
Период проведения исследования:
Перспективы исследования и возможность применения его результатов на практике:
Комментарий руководителя СНО, студентов-членов СНО.
Для получения зачета необходимо участвовать в перечисленных выше видах деятельности.
В конце года студенту выдается сертификат с уровнем овладения им управленческой компетентностью будущего менеджера в образовании.

Предлагаемые темы исследовательских проектов (1 год обучения):

  1. Исследовательский проект: от идеи до защиты.
  2. Особенности исследовательской деятельности в вузе.
  3. Отличие научного познания от ненаучного (включая методы научного познания, наука в философии)
  4. Наука и квазинаука.
  5. Личный менеджмент — управление собой.
  6. Как подготовиться к эффективному выступлению.
  7. Управляющие и управленцы в сфере образования.
  8. Способы/ методы повышения эффективности в образовании.
  9. Зарубежные образовательные системы (1–2 доклада)
  10. Отечественная образовательная система
  11. Выдающиеся деятели образования (1–2 доклада)
  12. Инструменты менеджмента в образовании.
  13. Проектная деятельность в образовании.

Тема выступления может носить социальный характер, например:

  • Проблемы детей-мигрантов в Удмуртии
  • Питание студентов УдГУ
  • Экологическая ситуация в Ижевске.
  • Переработка мусора в Ижевске: реально ли это?
  • Тема социального характера на Ваш выбор.

2-й год обучения:

Тема "Экскурсионная деятельность как средство овладения управленческой компетентностью менеджера в образовании"

Руководитель: Малых Л.М., директор учебно-методического центра «УдГУ-Лингва», доцент кафедры второго иностранного языка

Цель второго года обучения в СНО — развитие информационно-познавательной, организационно-управленческой, общенаучной и социально-личностной компетенций как компонентов управленческой компетентности в сфере образования.

Актуальность темы: организация и проведение экскурсий является важным компонентом современного учебного процесса на всех образовательных ступенях. Подготовка и проведение экскурсий на русском, английском и немецком языках расширяет общий кругозор студентов, позволяет развивать все основные компетенции, необходимые для менеджера в образовательном учреждении. Особенно данный вид деятельности благоприятен для развития информационно-образовательной и организационно-управленческой компетенций будущего менеджера в системе образования.

Экскурсии необходимы как вид просветительской и агитационной работы среди молодежи. При этом, следует отметить отсутствие в УдГУ подготовленных экскурсоводов для разных целевых групп.

Краткое содержание программы обучения: Студенты знакомятся с основными видами экскурсий, психологическими особенностями личности экскурсовода, развивающим потенциалом экскурсионной деятельности для всех участников экскурсий — экскурсовода и экскурсантов, подготавливают маршрут, разрабатывают содержание экскурсий для пяти типов «заказчиков»: школьники, абитуриенты, студенты УдГУ, иностранные учащиеся, гости ИИЯЛ и УдГУ.

В задачи участников СНО входит:

  • разработка маршрута экскурсии с учетом возрастных и психологических особенностей экскурсантов,
  • определение содержательного наполнения экскурсий,
  • определение способов привлечения внимания к экскурсиям со стороны потенциальных заказчиков,
  • составление плана экскурсий на год, проведение экскурсий, анализ процесса и результатов,
  • ведение «Дневника экскурсовода» в Портфолио участника СНО «Менеджмент в образовании»,
  • обучение экскурсионной деятельности желающих студентов,
  • освещение экскурсионной деятельности на сайте ИИЯЛ (УМЦ «УдГУ-Лингва») и в средствах массовой информации (в газетах, публикуемых в УдГУ и Ижевске).

Зачет ставится на основе следующих критериев: количество проведенных экскурсий, активность в рекламе экскурсий, участие в разработке содержания экскурсий, привлечение и обучение других студентов экскурсионной деятельности, качество заполнения Портфолио. Максимальное количество баллов за год — 100.

Примерная структура странички «Дневник экскурсовода»
(в Портфолио для членов СНО «Менеджмент в образовании»)

Основные понятия по теме и их определение.
Общий план экскурсий на год.
План и темы своих экскурсий с отметкой руководителя о проведении экскурсии и примечаниями.
Самоанализ проведенной экскурсии.
Сводная таблица с результатами развития основных компетенций за год.
Личная подпись и подпись руководителя.

Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. В конце учебного года студенту выдается сертификат с уровнем овладения им управленческой компетентностью будущего менеджера в образовании.

3-й год обучения:

Тема: "Менеджмент проектной деятельности в образовании"

Руководитель: Мифтахутдинова А.Н., доцент кафедры второго иностранного языка

Цель: овладение студентами проектировочной компетенцией как состав¬ля¬ющей управленческой компетентности.

Предлагаемые студентам виды деятельности:

  1. разработка научно-прикладных проектов от идеи до воплощения (гранты, издательские проекты, педагогические проекты, рекламные проекты, выставки и т. д.);
  2. проведение опросов: разработка анкет → опрос → обработка результатов → их анализ и презентация;
  3. представление результатов проектной деятельности в виде научных статей: изучение структуры научной публикации (статьи, тезисов), обучение основам корректуры печатного текста.

Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. В конце учебного года студенту выдается сертификат с перечнем сформированных умений и навыков. Результаты деятельности заносятся в Портфолио.

Для получения зачета необходимо участвовать в перечисленных выше видах деятельности.

4-й год обучения: Тема: "Менеджмент автономной учебной деятельности студентов".

Руководитель: Тойкина О.В., ст. методист Учебно-методического центра «УдГУ-Лингва», ст. преподаватель кафедры второго иностранного языка

Цель: приобретение практического опыта управленческой деятельности при организации самостоятельной работы студента в учебном ресурсном центре.

Актуальность: обязательным компонентом овладения студентами управленческой компетентностью в образовании является приобретение ими опыта информационно-познавательной, организационно-управленческой, общенаучной деятельности. Учебная практика на базе УМЦ «УдГУ-Лингва» предоставляет возможность проявить себя в этих видах деятельности.

Учебная практика студентов в Центре предполагает:

  • аннотирование дидактических материалов Центра;
  • презентация новых учебно-методических поступлений в Центр;
  • консультирование студентов ИИЯЛ и УдГУ в Центре;
  • реклама деятельности Центра.

По установленному графику студенты занимаются консультационной, учебно-организаторской, научно-исследовательской, управленческой деятельностью в Центре.

По окончании 4-летнего обучения студенты получают приложение к диплому с указанием количества часов, перечнем сформированных умений и компетенций управленческой деятельности в сфере образования.

Приложение к Программе СНО «Менеджмент в образовании»

Содержание управленческой компетентности в сфере образования

Управленческая компетентность (УК) как способность управлять собственной учебно-познавательной деятельностью наиболее востребована и актуальна на современном этапе развития российского образования. Мы выделяем следующие компоненты УК в сфере образования:

  1. Организационно-управленческая компетенция.
  2. Информационно-познавательная компетенция.
  3. Общенаучная компетенция.
  4. Социально-личностная компетенция.

В соответствии с идеями компетентностного подхода, в состав любой компетенции входят три основных компонента:

  • качества и свойства личности;
  • совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых в течение всей жизни;
  • опыт их практического применения.

Данное утверждение позволяет нам определить следующее содержание организационно-управленческой, информационно-познавательной, общенаучной и социально-личностной компетенции:

1. Организационно-управленческая компетенция: умение управлять собственной учебной деятельностью. Содержание представлено следующими знаниями, умениями, навыками:

  • умение определить цель и задачи деятельности (учебной, научно-исследовательской, организаторской, поисковой и пр.);
  • прогнозирование результатов деятельности;
  • способность к поэтапному планированию деятельности;
  • умение определить оптимальные пути и способы достижения поставленной цели;
  • организация рабочего времени на занятии и вне его, организация своего рабочего места;
  • знание и применение способов контроля результатов деятельности;
  • способность к взаимной рефлексии и взаимооценке;
  • способность организовать работу мини-коллектива, мини-группы.

2. Информационно-познавательная компетенция: способность самостоятельно работать с информацией в соответствии с задачами учебной, поисковой, исследовательской и пр. деятельности

  • осознание значения информации в современном обществе;
  • навыки работы с компьютером, с Интернет как средством хранения и управления информацией, постоянное совершенствование этого навыка;
  • навык работы с прочими помимо компьютера ТСО: аудио-, видеопроигывателями, СД и ДВД проигрывателями, MP3 проигрывателями, IPOD и пр.;
  • владение навыком быстрого набора текста на РЯ, ИЯ1, ИЯ2 и пр.
  • владение учебно-поисковыми умениями: поиск информации в каталогах, справочниках, энциклопедиях, поиск по ключевым понятиям и пр.
  • умение делать заметки во время прослушивания лекции, доклада, просмотра видеосюжета;
  • умение создавать опоры в виде таблиц, схем, ключевых понятий, рисунков и пр.
  • умение представить изученный материал в виде Power point презентации;
  • владение навыками выступления с сообщениями и докладами,
  • владение навыками устного, письменного представления материалов в виде аннотаций, тезисов, заметок, рецензий и пр.

3. Общенаучная компетенция, в основе которой лежат логические мыслительные операции:

  • восприятие и понимание информации;
  • способность к анализу и синтезу, к обобщению фактов;
  • формулирование умозаключений и аргументированных выводов по теме исследования;
  • творчески использовать теоретические положения фундаментальных дисциплин для решения практических задач в исследовательской деятельности;
  • владение навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления библиографий по тематике проводимых исследований;
  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов исследований.

4. Социально-личностная компетенция: способность учитывать, проявлять и совершенствовать в учебной деятельности личностные качества

  • умение учебного взаимодействия (кооперация, сотрудничество с коллегами)
  • принятие и уважение чужого мнения;
  • креативность;
  • позитивный настрой и оптимизм;
  • темп выполняемой деятельности;
  • уверенность в себе;
  • ответственность;
  • честность, правдивость в исследовании;
  • способность к самоорганизации;
  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;
  • способность к саморефлексии.

Сформированность знаний, навыков и компетенций обучающихся оценивается по 3-бальной системе, где 3 - наибольший, а 1 - наименьший балл.

PPTXМенеджмент в иноязычном образовании PPTXШкола экскурсовода