Менеджмент в иноязычном образовании
Программа деятельности студенческого научного общества при Учебно-методическом центре «УдГУ-Лингва»
Тема СНО: Менеджмент в образовании
Понятие «менеджмент в образовании» имеет следующие значения:
- способность студента управлять собственным образовательным процессом;
- управление деятельностью других людей в сфере образования: от прогноза предстоящей образовательной деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата. Процесс менеджмента предполагает демонстрацию определенных умений, таких, как прогнозирование, планирование деятельности, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и ее анализ. Под менеджером в образовании понимается в таком случае категория людей, профессионально занимающихся управлением в сфере образования;
- научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми;
- менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление;
- искусство управления;
- учебная дисциплина, посвященная управлению в сфере образования.
Руководители СНО: Марина Александровна Бекк,
Людмила Михайловна Малых,
Анастасия Николаевна Мифтахутдинова,
Ольга Владимировна Тойкина.
Цель деятельности СНО: Формирование у обучающихся управленческой компетентности в сфере образования.
Программа СНО, рассчитанная на 4 года обучения:
1-ый год обучения:
Тема: "Организационно-исследовательская деятельность будущего менеджера в образовании"
Руководитель: Бекк М.А, ст. преподаватель кафедры второго иностранного языка
Цель: развитие организационно-управленческой, информационно-познавательной, общенаучной компетенций, а именно:
- умение определить цель и задачи учебной, учебно-исследовательской, поисковой деятельности;
- прогнозирование результатов и способность к поэтапному планированию деятельности;
- организация своего рабочего места;
- организация рабочего времени на занятии и вне его;
- способность к взаимной рефлексии и взаимооценке;
- осознание значения информации в современном обществе;
- навык работы с компьютером, с Интернет как средством хранения и управления информацией, постоянное совершенствование этого навыка;
- владение учебно-поисковыми умениями: поиск информации в каталогах, справочниках, энциклопедиях, поиск по ключевым понятиям и пр.
- умение создавать опоры в виде таблиц, схем, ключевых понятий, рисунков и пр.
- умение представить изученный материал в виде Power point презентации;
- владение навыками выступления с сообщениями и докладами,
- восприятие научной информации;
- способность к анализу и синтезу, к обобщению фактов;
- формулирование умозаключений и аргументированных выводов по теме исследования.
Актуальность темы: обусловлена необходимостью овладевать перечисленными выше умениями, поскольку именно на первом курсе студенты сталкиваются с большим потоком информации, возникает потребность в умении оперировать информационными потоками, эффективно организовать свою деятельность, иметь представление о научной работе.
Виды деятельности студентов:
- создание и презентация учебных проектов, предложенных преподавателем;
- помощь в организации учебных и внеучебных мероприятий на базе Центра; анкетирование студентов ИИЯЛ и УдГУ, анализ полученных анкетных данных; оформление стенда при Центре;
- презентация новых учебно-методических поступлений в Центр;
- реклама деятельности Центра.
Краткое содержание программы обучения: члены СНО знакомятся с особенностями, видами учебно-исследовательской деятельности в вузе, совместно с руководителем определяют тему исследования, проводят его, представляют его результаты.
Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. Результаты деятельности заносятся в специальный раздел Портфолио, посвященный участию в СНО.
Примерная структура странички, посвященной исследовательской деятельности
(в Портфолио для членов СНО «Менеджмент в образовании»)
Курс:
Тема исследования:
Актуальность исследования:
Решаемая в исследовании проблема:
Методы исследования:
Ход проведения исследования:
Результат исследования:
Графическое представление результатов:
Период проведения исследования:
Перспективы исследования и возможность применения его результатов на практике:
Комментарий руководителя СНО, студентов-членов СНО.
Для получения зачета необходимо участвовать в перечисленных выше видах деятельности.
В конце года студенту выдается сертификат с уровнем овладения им управленческой компетентностью будущего менеджера в образовании.
Предлагаемые темы исследовательских проектов (1 год обучения):
- Исследовательский проект: от идеи до защиты.
- Особенности исследовательской деятельности в вузе.
- Отличие научного познания от ненаучного (включая методы научного познания, наука в философии)
- Наука и квазинаука.
- Личный менеджмент — управление собой.
- Как подготовиться к эффективному выступлению.
- Управляющие и управленцы в сфере образования.
- Способы/ методы повышения эффективности в образовании.
- Зарубежные образовательные системы (1–2 доклада)
- Отечественная образовательная система
- Выдающиеся деятели образования (1–2 доклада)
- Инструменты менеджмента в образовании.
- Проектная деятельность в образовании.
Тема выступления может носить социальный характер, например:
- Проблемы детей-мигрантов в Удмуртии
- Питание студентов УдГУ
- Экологическая ситуация в Ижевске.
- Переработка мусора в Ижевске: реально ли это?
- Тема социального характера на Ваш выбор.
2-й год обучения:
Тема "Экскурсионная деятельность как средство овладения управленческой компетентностью менеджера в образовании"
Руководитель: Малых Л.М., директор учебно-методического центра «УдГУ-Лингва», доцент кафедры второго иностранного языка
Цель второго года обучения в СНО — развитие информационно-познавательной, организационно-управленческой, общенаучной и социально-личностной компетенций как компонентов управленческой компетентности в сфере образования.
Актуальность темы: организация и проведение экскурсий является важным компонентом современного учебного процесса на всех образовательных ступенях. Подготовка и проведение экскурсий на русском, английском и немецком языках расширяет общий кругозор студентов, позволяет развивать все основные компетенции, необходимые для менеджера в образовательном учреждении. Особенно данный вид деятельности благоприятен для развития информационно-образовательной и организационно-управленческой компетенций будущего менеджера в системе образования.
Экскурсии необходимы как вид просветительской и агитационной работы среди молодежи. При этом, следует отметить отсутствие в УдГУ подготовленных экскурсоводов для разных целевых групп.
Краткое содержание программы обучения: Студенты знакомятся с основными видами экскурсий, психологическими особенностями личности экскурсовода, развивающим потенциалом экскурсионной деятельности для всех участников экскурсий — экскурсовода и экскурсантов, подготавливают маршрут, разрабатывают содержание экскурсий для пяти типов «заказчиков»: школьники, абитуриенты, студенты УдГУ, иностранные учащиеся, гости ИИЯЛ и УдГУ.
В задачи участников СНО входит:
- разработка маршрута экскурсии с учетом возрастных и психологических особенностей экскурсантов,
- определение содержательного наполнения экскурсий,
- определение способов привлечения внимания к экскурсиям со стороны потенциальных заказчиков,
- составление плана экскурсий на год, проведение экскурсий, анализ процесса и результатов,
- ведение «Дневника экскурсовода» в Портфолио участника СНО «Менеджмент в образовании»,
- обучение экскурсионной деятельности желающих студентов,
- освещение экскурсионной деятельности на сайте ИИЯЛ (УМЦ «УдГУ-Лингва») и в средствах массовой информации (в газетах, публикуемых в УдГУ и Ижевске).
Зачет ставится на основе следующих критериев: количество проведенных экскурсий, активность в рекламе экскурсий, участие в разработке содержания экскурсий, привлечение и обучение других студентов экскурсионной деятельности, качество заполнения Портфолио. Максимальное количество баллов за год — 100.
Примерная структура странички «Дневник экскурсовода»
(в Портфолио для членов СНО «Менеджмент в образовании»)
Основные понятия по теме и их определение.
Общий план экскурсий на год.
План и темы своих экскурсий с отметкой руководителя о проведении экскурсии и примечаниями.
Самоанализ проведенной экскурсии.
Сводная таблица с результатами развития основных компетенций за год.
Личная подпись и подпись руководителя.
Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. В конце учебного года студенту выдается сертификат с уровнем овладения им управленческой компетентностью будущего менеджера в образовании.
3-й год обучения:
Тема: "Менеджмент проектной деятельности в образовании"
Руководитель: Мифтахутдинова А.Н., доцент кафедры второго иностранного языка
Цель: овладение студентами проектировочной компетенцией как состав¬ля¬ющей управленческой компетентности.
Предлагаемые студентам виды деятельности:
- разработка научно-прикладных проектов от идеи до воплощения (гранты, издательские проекты, педагогические проекты, рекламные проекты, выставки и т. д.);
- проведение опросов: разработка анкет → опрос → обработка результатов → их анализ и презентация;
- представление результатов проектной деятельности в виде научных статей: изучение структуры научной публикации (статьи, тезисов), обучение основам корректуры печатного текста.
Заседания СНО проходят 1 раз в 2–3 недели по установленному графику. В конце учебного года студенту выдается сертификат с перечнем сформированных умений и навыков. Результаты деятельности заносятся в Портфолио.
Для получения зачета необходимо участвовать в перечисленных выше видах деятельности.
4-й год обучения: Тема: "Менеджмент автономной учебной деятельности студентов".
Руководитель: Тойкина О.В., ст. методист Учебно-методического центра «УдГУ-Лингва», ст. преподаватель кафедры второго иностранного языка
Цель: приобретение практического опыта управленческой деятельности при организации самостоятельной работы студента в учебном ресурсном центре.
Актуальность: обязательным компонентом овладения студентами управленческой компетентностью в образовании является приобретение ими опыта информационно-познавательной, организационно-управленческой, общенаучной деятельности. Учебная практика на базе УМЦ «УдГУ-Лингва» предоставляет возможность проявить себя в этих видах деятельности.
Учебная практика студентов в Центре предполагает:
- аннотирование дидактических материалов Центра;
- презентация новых учебно-методических поступлений в Центр;
- консультирование студентов ИИЯЛ и УдГУ в Центре;
- реклама деятельности Центра.
По установленному графику студенты занимаются консультационной, учебно-организаторской, научно-исследовательской, управленческой деятельностью в Центре.
По окончании 4-летнего обучения студенты получают приложение к диплому с указанием количества часов, перечнем сформированных умений и компетенций управленческой деятельности в сфере образования.
Приложение к Программе СНО «Менеджмент в образовании»
Содержание управленческой компетентности в сфере образования
Управленческая компетентность (УК) как способность управлять собственной учебно-познавательной деятельностью наиболее востребована и актуальна на современном этапе развития российского образования. Мы выделяем следующие компоненты УК в сфере образования:
- Организационно-управленческая компетенция.
- Информационно-познавательная компетенция.
- Общенаучная компетенция.
- Социально-личностная компетенция.
В соответствии с идеями компетентностного подхода, в состав любой компетенции входят три основных компонента:
- качества и свойства личности;
- совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых в течение всей жизни;
- опыт их практического применения.
Данное утверждение позволяет нам определить следующее содержание организационно-управленческой, информационно-познавательной, общенаучной и социально-личностной компетенции:
1. Организационно-управленческая компетенция: умение управлять собственной учебной деятельностью. Содержание представлено следующими знаниями, умениями, навыками:
- умение определить цель и задачи деятельности (учебной, научно-исследовательской, организаторской, поисковой и пр.);
- прогнозирование результатов деятельности;
- способность к поэтапному планированию деятельности;
- умение определить оптимальные пути и способы достижения поставленной цели;
- организация рабочего времени на занятии и вне его, организация своего рабочего места;
- знание и применение способов контроля результатов деятельности;
- способность к взаимной рефлексии и взаимооценке;
- способность организовать работу мини-коллектива, мини-группы.
2. Информационно-познавательная компетенция: способность самостоятельно работать с информацией в соответствии с задачами учебной, поисковой, исследовательской и пр. деятельности
- осознание значения информации в современном обществе;
- навыки работы с компьютером, с Интернет как средством хранения и управления информацией, постоянное совершенствование этого навыка;
- навык работы с прочими помимо компьютера ТСО: аудио-, видеопроигывателями, СД и ДВД проигрывателями, MP3 проигрывателями, IPOD и пр.;
- владение навыком быстрого набора текста на РЯ, ИЯ1, ИЯ2 и пр.
- владение учебно-поисковыми умениями: поиск информации в каталогах, справочниках, энциклопедиях, поиск по ключевым понятиям и пр.
- умение делать заметки во время прослушивания лекции, доклада, просмотра видеосюжета;
- умение создавать опоры в виде таблиц, схем, ключевых понятий, рисунков и пр.
- умение представить изученный материал в виде Power point презентации;
- владение навыками выступления с сообщениями и докладами,
- владение навыками устного, письменного представления материалов в виде аннотаций, тезисов, заметок, рецензий и пр.
3. Общенаучная компетенция, в основе которой лежат логические мыслительные операции:
- восприятие и понимание информации;
- способность к анализу и синтезу, к обобщению фактов;
- формулирование умозаключений и аргументированных выводов по теме исследования;
- творчески использовать теоретические положения фундаментальных дисциплин для решения практических задач в исследовательской деятельности;
- владение навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления библиографий по тематике проводимых исследований;
- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов исследований.
4. Социально-личностная компетенция: способность учитывать, проявлять и совершенствовать в учебной деятельности личностные качества
- умение учебного взаимодействия (кооперация, сотрудничество с коллегами)
- принятие и уважение чужого мнения;
- креативность;
- позитивный настрой и оптимизм;
- темп выполняемой деятельности;
- уверенность в себе;
- ответственность;
- честность, правдивость в исследовании;
- способность к самоорганизации;
- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;
- способность к саморефлексии.
Сформированность знаний, навыков и компетенций обучающихся оценивается по 3-бальной системе, где 3 - наибольший, а 1 - наименьший балл.