СлабовидящимСлабовидящим

Научная школа А.Н. Утехиной

Научная школа: ЯЗЫКОВОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
О научной школе:
Руководитель: УТЕХИНА АЛЬБИНА НИКОЛАЕВНА, доктор педагогических наук, профессор
тел.: +79043148073
e-mail: utehina1@rambler.ru

Координатор научной школы:
Тройникова Екатерина Валентиновна 89225150046 ekatroj@gmail.com

Анонсы:
Анонсируется проведение методологического семинара «Методология научного исследования в области межкультурного образования в информационном образовательном пространстве» 2020-2021 уч.г.

О научной школе
Научная школа осуществляет свою деятельность в рамках научного направления, разрабатываемого д.пед.н., профессором А.Н. Утехиной и коллективом исследователей «Дидактико-методологические основы межкультурного языкового образования».

Цели: Определение, обоснование и внедрение инновационных идей совершенствования иноязычного и межкультурного образования на философско-методологическом, социально-педагогическом и научно-методическом уровнях.

Основными задачами научной школы являются:

  1. Определение и обоснование теоретико-методологических основ иноязычного и межкультурного образования в условиях бакалавриата и магистратуры.
  2. Разработка и определение инновационных подходов к созданию научно-дидактического обеспечения современного языкового и межкультурного образования на уровнях бакалавриата и магистратуры.
  3. Разработка профессионально-ориентированных технологий в языковом и межкультурном образовании на основе интегративности, наукоёмкости и практико-ориентированности.
  4. Обобщение результатов диссертационных исследований представителей научной школы и внедрение авторских методик на различных этапах языкового и межкультурного образования (дошкольном — школьном — вузовском — послевузовском).
  5. Обогащение программно-дидактического обеспечения подготовки бакалавров и магистров в связи с информатизацией образовательного пространства.
  6. Разработка концептуальных моделей и научно-исследовательских программ реализации принципов межкультурной дидактики в информационном образовательном пространстве.
  7. Разработка вариативной программы, определение методологических подходов освоения и внедрения современных информационных технологий на основе научных исследований участников научной школы по информационной межкультурной дидактике.

Основное содержание проводимых школой исследований: Научные исследования идут в четырех направлениях:

  1. Разработка теоретико-методологического, социально-педагогического и научно-методического обеспечения раннего иноязычного и раннего межкультурного образования (предшкольная и младшая школьная ступени).
  2. Теоретическое обоснование основных положений программно-дидактического обеспечения иноязычного и межкультурного образования для средней и старшей школы. Определение основ моделирования культурно-образовательного пространства как специфического взаимодействия пространства обучения языку и культуре, в основе которого социально-культурное и нравственно-патриотическое воспитание.
  3. Проектирование, обоснование, конструирование, апробация и внедрение профессионально-ориентированных технологий в контексте информатизации языкового и межкультурного образования на основе проводимых научных исследований, способствующих модернизации иноязычного образования в сфере подготовки профессионально-компетентной, социально-активной, нравственно-творческой личности бакалавра и магистра.
  4. Научно-методологическая поддержка и сопровождение представителей научной школы в их исследовательской деятельности по избранной ими проблематике прикладного характера.

Научная новизна
Научная новизна определяется целями и задачами научной школы, а именно: • определение научно-методологических основ и содержания программно-дидактического обеспечения языкового и межкультурного образования в контексте информатизации образования; • раскрытие сущности, закономерностей и принципов совершенствования языкового и информационного межкультурного образования с учетом личностно-развивающего потенциала изучаемых языков и культур и их междисциплинарной связи с другими образовательными областями; • исследование последовательных и непрерывных социализирующих свойств родных, иностранных и национальных языков как учебных дисциплин в их дидактической взаимосвязи; • выделение междисциплинарного минимума культуроведческих понятий, используемых при социокультурном анализе и интерпретации продуктов изучаемых культур, фактов, явлений и событий в языках и культурах, анализе и обобщении современных тенденций развития языкового и межкультурного образования в мировом масштабе; • разработка, обоснование и внедрение теоретических подходов к созданию целостной многоуровневой динамичной и гибкой системы информационного языкового и межкультурного образования.

Перспективы развития

  1. Повышение методологической культуры магистрантов, соискателей, аспирантов, докторантов в ходе работы регулярно проводимого семинара, обсуждения докладов о результатах исследований, глубокого анализа проблем. Приглашение на семинары ведущих специалистов из разных регионов, что поможет участникам школы подняться в решении проблем исследования до уровня требований ВАК.
  2. Разработка актуального направления в языковой и межкультурной педагогике — проектирование основ информатизации языкового и межкультурного образования, предполагающего определение исходных философско-методологических положений, ведущих конструктивных идей, концептуальной базы исследования, обеспечение логической преемственности основных звеньев исследования.
  3. Ориентация на языковые и культуроведческие знания в русле гуманистических и человекосозидающих функций образования, предусматривающих использование потенциала иноязычного образования в развитии культуры, нравственности и патриотизма молодого поколения.

Деятельность научной школы

Крупные научные мероприятия:
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Дидактика межкультурной коммуникации в иноязычном образовании: теория и практика», посвященной 75-летию А.Н. Утехиной, 2 – 5 октября 2013 г.

Публикации WoS и Scopus

  1. Gaming Simulation Technology in the Development of Professional-Creative Competence of Students Learning English [Электронный ресурс] / L. Sh. Karimova, N. V. Makhankova, E. V. Troinikova [и др.] // Mathematics Education. - 2016. - Т. 11, вып. 1. - P. 263-270. - Ref.: p. 270 (19 назв.). - Режим доступа : elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/14676.
  2. Тройникова, Е. В. Конвергенция поликультурного и многоязычного образования в практике иноязычной подготовки студентов [Электронный ресурс] / Е. В. Тройникова // Язык и культура. - 2019. - № 45. - С. 299-311. - Библиогр.: с. 309-310 (13 назв.). - Лицензион. договор №789лб от 20.11.2019 (Интернет). - Режим доступа : elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/18854.

Доклады на международных форумах
А.Н. Утехина
Научно-образовательный форум «Международная неделя многоязычия в Удмуртском государственном университете»:
2016 г. – Международный семинар повышения квалификации «Развитие культурно-языковой одаренности детей»; круглый стол «Стратегия сетевого взаимодействия «Интеллектуальная направленность в организации межкультурного обучения и воспитания подрастающего поколения»;
2017 г. - круглый стол «Концепция нового иноязычного образования», доклад «Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста (на материале международного интерактивного пособия «Календарь-портфолио дошкольника»)»

Е. В. Тройникова
VI Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в современном мире. Актуальные проблемы обучения языкам для профессиональных и специальных целей», июнь 2013 г., г. Казань, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Доклад: «Технологии межкультурной дидактики в проблемном поле гуманитарной методологии»: elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/11332.
Информация о научной школе содержится в 13 томе энциклопедии «Ведущие российские научные школы», издаваемой Российской академией естествознания: rucont.ru/searchresults Информация о публикациях и монографиях научной школы представлена на VII Московском Международном Салоне образования (Москва, 26-29 апреля 2020 г.).

Рецензии
Рецензент Е. В. Тройникова Пушина Н. И. Лингвокультурологический анализ текста : учеб.-метод. пособие / Н. И. Пушина, Н. В. Маханькова, Е. А. Широких, М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Ин-т яз. и лит., Каф. грамматики и истории англ. яз. ; рецензент Е. В. Тройникова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2017. – 167 с. Режим доступа : elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/15579

Пушина Н. И. Мир, в котором мы живём: окружающая среда, экология языка, экология культуры = The world we live in: environment, ecology of language and culture ecology : учеб. пособие / Н. И. Пушина, Н. В. Маханькова, Е. А. Широких, М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Ин-т яз. и лит., Каф. грамматики и истории англ. яз. ; рецензент Е. В. Тройникова. - Ижевск : Удмуртский университет, 2018. - 286 с. – Режим доступа : elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/17210.