СлабовидящимСлабовидящим

Научная школа И.Б. Ворожцовой

Научная школа: ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ В КУЛЬТУРЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ПРАКТИК

О научной школе:
Руководитель: ВОРОЖЦОВА ИРИНА БОРИСОВНА, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор
тел.: +79127505590
e-mail: i_vorojtsova@inbox.ru

Почетная грамота Министерства и образования Российской Федерации
Заслуженный работник народного образования Удмуртской АССР
Заместитель главного редактора научного журнала «Вестник Удмуртского университета». Серия Философия. Психология. Педагогика (УдГУ, Ижевск)
Член редакционной коллегии научно-методического журнала «Филологический класс» (УрПГУ, Екатеринбург)
Член Международного комитета и региональный представитель Международной Ассоциации EDILIC (Education et diversité linguistique et culturelle ‒ Образование и языковое и культурное разнообразие)
Переводчик работ по психоанализу, трудов детского психоаналитика Франсуазы Дольто и др. (Франция)
Гранты АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки РФ: 1) 2.1.3.7795 «Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона (типология объекта, структура средств изучения, контексты виртуальных ресурсов» (2006-2008 гг.), участие; 2) 3.1.1/5125 «Разработка программы подготовки тьюторов для педагогического сопровождения в начальной школе: методология, технологии, образовательные программы». 2009-2010 гг., и №3.1.1/13094, 2011 г., руководство.
Грант Министерства культуры Франции на перевод труда Ф. Дольто «Бессознательный образ тела» с французского языка на русский. 2004 г.
Гранты на научные стажировки Посольства Франции в России: исследовательский центр CREDIF (Париж, 1995 г.) и CRAPEL Университета Нанси-2 (Нанси, Франция, 2003 г.).

Научный коллектив:
Ворожцова Татьяна Борисовна, лектор, Университет Марсель-Экс (Франция), +33616924417, taniave@inbox.ru
Детинкина Виктория Викторовна, доцент, кандидат филологических наук, доцент, УдГУ, +7(3412)916162, devictoriya@gmail.com
Кручинина Марина Сергеевна, аспирант УдГУ, +7(3412)916181, marflot17@yandex.ru
Горбунов Анатолий Геннадьевич, старший преподаватель, УдГУ, +7(3412)916162, votkaizhevsk@gmail.com
Ковзанович Ольга Валерьевна, старший преподаватель, УдГУ, +7(3412)916179, olgaovitch@gmail.com
Паранина Екатерина Михайловна, доцент, кандидат педагогических наук, +7(3412) 916006, paranina_em@mail.ru
Русанова Ирина Юрьевна, доцент, кандидат филологических наук, доцент, +7(3412)916162, rusanovaiy@gmail.com
Савченко Татьяна Вячеславовна, директор Центра международного образования ИжГТУ, +7(922)6803057, tansav1@yandex.ru
Тарабаева Елена Викторовна, зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, +7(3412)916162; tarab@udm.ru
Таан Гхази Хусейн, преподаватель Университета Имам аль-Адхам (Ирак, г. Киркук), ghazialtaan@yahoo.com

Аннотация Научные и прикладные исследования в рамках данной научной школы обращены к проблематике образовательной деятельности обучающегося, самостоятельной и самодостаточной, в ходе которой он овладевает как речевыми практиками на родном/иностранных языках, так и осваивает культурные формы речевого социального бытия. С этой целью разрабатываются технологии для обеспечения образовательной деятельности обучающегося в поле иноязычных речевых практик с учетом востребованных (здесь и сейчас) социальных практик, а также применяется особый тип педагогической деятельности - сопровождение образовательной деятельности обучающегося. Ее содержание связано с переносом центра тяжести деятельности педагога на речевую коммуникацию и разработку технологий, позволяющих расширить и утвердить пространство субъектности обучающегося в своей деятельности. Практическая значимость данной работы состоит в создании научно-методического и технологического обеспечения для овладения речевыми практиками с опорой на закономерности, существующие в сложном взаимодействии субъекта обучения (обучающегося), языка и национальной культуры.

Основные результаты деятельности
Теоретические

  1. Концепция деятельностного обучения языкам в культуре в виде личностно-деятельностно-позиционной модели обучения языкам;
  2. Теория Я- и Ты-позиций диалогического взаимодействия в культуре;
  3. Концепт педагогического сопровождения образовательной деятельности обучающегося и вытекающий из разработанного концепта функционал педагога сопровождения для разных условий обучения;
  4. Теория обучения языкам как иноязычным дискурсивным практикам.

Практические

  1. Разработка технологий деятельностного обучения языкам;
  2. Разработка технологий приобщения обучающихся к иноязычным речевым практикам для погружения в речевую среду изучаемых языков;
  3. Реализация концепции и технологий деятельностного обучения языкам в виде разнообразных учебных курсов, индивидуальных проектно-исследовательских работ, выпускных квалификационных работ и др.
  4. Написание и защита магистерских диссертаций (20 работ) и диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (8 работ);
  5. Написание учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий, научных статей (более 300 наименований).

Назначение, область применения результатов Дошкольное образование, младшее, среднее и общее школьное образование, высшее образование, послевузовское образование Иноязычная коммуникация в профессиональной деятельности (административная, научная, коммерческая, издательская)

Конкурентные преимущества результатов
Научные разработки научной школы «Деятельностное обучение языкам в культуре: педагогическое сопровождение речевых практик» ведутся в рамках проблематики дискурсивной лингвистики и педагогической парадигмы личностно-деятельностного обучения (акад. РАО И.А. Зимняя). Теория дискурса исследует речевого субъекта в его деятельности восприятия и порождения речевых сообщений, содержание речевых практик. Личностно-деятельностное обучение выводит на авансцену образовательного процесса обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности. Активность разных исследовательских школ нацелена на проблематику т.н. «языковой личности», сконструированной в конце 80-х годов Ю.Н. Карауловым. Этот конструкт оказался удобным для объективации работы педагога. Деятельностный аспект работы педагога также разрабатывается достаточно подробно в виде технологий обучения, педагогических технологий и т.п. Защищается много диссертаций по данной проблематике. Деятельность обучающегося пользуется вниманием исследователей лишь в связи или в зависимости от деятельности педагога, она практически не рассматривается сама по себе как в исследованиях по обучению языкам, так и в других областях дидактики. Есть отдельные работы в европейской лингводидактике (H. Beacco, CRAPEL), однако в этом направлении еще мало сделано как в отечественной, так и в европейской лингводидактике. Мало разработаны проблемы содержания деятельности обучающегося, в особенности содержания для овладения им иноязычных речевых практик. И в этом смысле разработка современных технологий в образовании, связанных именно с деятельностью обучающихся, в ходе которой развиваются компетенции и осваиваются культурные формы социального бытия, вводит новые реалии в работу исследователей. К тому же она обращена к широкому использованию ИКТ. Вводя в качестве содержания обучения языкам востребованные данной образовательной ситуацией речевые практики, мы создает совершенно новые образовательные условия, которые заключаются в создании каждым обучающимся речевой среды, отвечающей его собственной мотивации для овладения речевыми умениями. Для выполнения стоящей перед языковым образованием задачи овладения иноязычной речью нами было выработано представление о новом типе педагогической деятельности - сопровождении образовательной деятельности обучающегося. Впервые он был заявлен И.Б. Ворожцовой в 1998 году в образовательной программе «Школа культуры общения». Необходимость введения новой педагогической позиции (педагога-тьютора) была обусловлена такими целями программы, как преодоление дефицита общения в образовательной среде начальной школы и становление активной позиции учащегося в своей образовательной деятельности. В ходе освоения программы выработалось понимание тьютора как специалиста, сопровождающего деятельность ребенка (группы детей), инициированную собственными (общими для группы) интересами и потребностями ребенка, в форме партнерства. В роли тьюторов выступили студенты, т.е. люди, пришедшие извне, те, которые могут обеспечить расширение поля общения и, следовательно, образовательной среды школы и установить неавторитарное, партнерское общение с детьми через совместно организованную деятельность. В социокультурном плане тьютор выступает как представитель внепедагогических практик, он вносит их в педагогический процесс. Принципиально то, что тьютор работает в открытом образовательном пространстве, он не задает рамки учащемуся, а сопровождает его движение в этом пространстве. Деятельностные технологии в работе педагога сопровождения выходят на первый план. Четыре позиции ‒ деятельностный характер обучения, речевые практики как содержание обучения, обеспечение культуросообразного характера иноречевой деятельности (учет позиции носителя культуры в диалогическом взаимодействии) и переход обучающего на позицию сопровождения образовательной деятельности, где обучающий выступает как участник речевой коммуникации (слушать) и компетентный собеседник (высказываться) по поводу содержания обучения ‒ содержат новизну и обеспечивают конкурентные преимущества результатов.

Зарубежные партнеры
С 2008 года по настоящее время идет сотрудничество с Международной ассоциацией «Образование и языковое и культурное разнообразие Education et diversité linguistique et culturelle ‒ EDILIC) по приобщению детей дошкольного и младшего школьного возраста к многоязычию.

Наиболее значимые публикации (2017-2019 гг.)

  1. Ворожцова И.Б. Обязательный и единственный английский в российской школе: чем расплачиваемся? // Филологический класс. Научно-методический журнал. №1(43), 2016. Екатеринбург, С. 7-12. РИНЦ, ВАК, WoS
  2. Ворожцова И.Б. О мотивации в практике обучения иностранным языкам // Филологический класс. Научно-методический журнал. № 4(46), 2016. Екатеринбург (список ВАК, WebofScience). С.36-41. РИНЦ, ВАК, WoS
  3. Ворожцова И.Б., Паранина Е.М. К вопросу об информационной компетентности: содержание и структура концепта «информация» // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Выпуск 1. ‒ с. 63-71 ВАК, РИНЦ
  4. Волкова Т.Г. Ворожцова И.Б. Билингва: Будни и праздники детского двуязычия. очерки об опыте проектирования среды общения. Ижевск: изд-во «Удмуртия», 2019. – 80 с.
  5. Ворожцова И.Б. Динамика инновационного потенциала Удмуртского университета в области языкового образования: исторический экскурс и перспективы / И. Б. Ворожцова // Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы : материалы Всерос. науч. конф., 27 февр. 2019 г. / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Упр. развитием науч. и инновац. деятельности ; отв. ред. А. М. Макаров. - Ижевск : Удмуртский университет, 2019. - С. 215-220. - Библиогр.: с. 220 (6 назв.). Индексация: РИНЦ
  6. Vorozhtsova, I. B. Eveil aux langues dans le cadre d’activités hors-classes : pratiques théâtrales = Awakening in Languages in the Framework of Extra Class Activities: Theatrical Practices = Приобщение к языкам во внеклассной работе: театральные практики / I. B. Vorozhtsova // Филологический класс. - 2019. - № 2. - С. 111-115. - Режим доступа : elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/18763. - Фр. яз. Индексация: Web of Science ВАК РИНЦ RSCI DOI 10.26170/FK19-02-14
  7. Ворожцова И.Б. Поэтический текст как дискурсивная практика // Риторика ↔ Лингвистика: сборник статей / отв. ред. М.П. Тихонова, ред. А.З. Тавасиева, Е.Ю. Кожина. – Вып. 14. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2019. – С.43-57.
  8. Ворожцова И.Б., Ворожцова Т.Б. Овладение русским языком как иностранным: этапы и условия становления речевого опыта // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6–8 июня 2019 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин, У.М. Бахтикиреева, О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Л.С. Жукова, C.В. Дмитрюк. – М.: Издательство «Канцлер», 2019. – С.167-168
  9. Ворожцова, И.Б. Языковой портфель в оценивании образовательных результатов обучающихся по удмуртскому языку / И. Б. Ворожцова // Вордскем кыл = Родное слово. - 2019. - № 11/12. - С. 40-43. - Библиогр.: с. 43 (8 назв.).
  10. Ворожцова, И.Б. Иноязычные информационные ресурсы в овладении иноречевыми практиками: из опыта подготовки студентов магистратуры // Цифровое развитие экономики и социальной сферы Удмуртской Республики: актуальные вопросы и роль высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.М.Макаров. — Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2019. — с. 151-158.